Методы убеждения и принуждения. Принуждение как метод осуществления функций государства. К таким мето-дам относятся

Введение …………..……………………………………………………………… 3
1.Общая характеристика методов принуждения и их правовая основа……….5
2. Административное предупреждение и административное пресечение…...10
3.Административное обеспечение и административные наказания…………16
Заключение…………………………………………………… ………………….26
Список используемой литературы……………………………………………... 28
Приложения…………………………………………………… ………………...30
ВВЕДЕНИЕ

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Административно-правовые методы применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, чем и определяют актуальность данной работы в свете массового нигилизма присущего правовой действительности России.
Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено на то, чтобы обеспечить:

    правомерность поведения участников управленческих отношений;
    функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
    существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.
Принуждение в деятельности ОВД подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.
Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем, оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

1.Общая характеристика методов принуждения и их правовая основа.

В административной деятельности милиции воздействие субъекта административной деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами административной деятельности. Следовательно, метод - это способ практического осуществления целей, задач и функций административной деятельности милиции. Содержание метода дает ответ на вопрос о том, каким способом наиболее рационально можно достичь целей административной деятельности.
Административная деятельность милиции осуществляется посредством различных методов. Наличие множества методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности. Основными методами административной деятельности милиции являются убеждение и принуждение, ибо в реализации любой функции этой деятельности имеется вариантность соотношения убеждения и принуждения. При этом на первом месте выступает убеждение, а затем - принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения 1 .
Административное принуждение – разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности:
1. Административное принуждение является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.
2. Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно-правовым принуждением.
3. Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).
4. Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.
5. Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранительного и др.), которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.
Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, то есть на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.
Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.
К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения; посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия работником милиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.
Меры административного принуждения могут применять как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).
Виды административного принуждения классифицируются исходя из целей, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер. Административное принуждение классически делят на четыре группы: меры административного предупреждения (административно- предупредительные меры); меры административного пресечения (административно- пресекательные меры); меры административно- процессуального обеспечения; меры административного наказания. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей 2 .
Данная классификация в некоторой степени относительна. Отдельные меры административно- процессуального обеспечения поглощаются мерами пресечения (например, доставление, задержание и др.).
Правовыми основами административного принуждения являются:

    Кодекс РФ об административных правонарушениях - все аспекты административного принуждения.
    Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. на 2005 г.) 3
    Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» 4
    Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
    И другие.
В качестве вывода можно отметить следующее, органам внутренних дел для выполнения возложенных на них задач и обязанностей предоставляется право применять меры административного принуждения, которые используются для защиты общественных отношений от противоправных посягательств. Меры принуждения могут применяться и к лицам, не совершающим правонарушений, в целях предупреждения правонарушений или наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
Полномочия органов внутренних дел и их сотрудников на применение и использование мер административного принуждения закреплены законами и иными нормативными актами, в частности Законами «О милиции», О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и др.
Милиция и ее сотрудники применяют меры:
- административного предупреждения;
- административного пресечения;
- административно- процессуального обеспечения;
- административные наказания.

2. Административное предупреждение и административное пресечение.

Меры административного предупреждения (административно- предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного и юридического лица. Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, противоправное действие; возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и другие чрезвычайные ситуации, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие доведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций 5 .
Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения, на основании которой выделяются две группы мер административного предупреждения.
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:
- введение карантина, то есть специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией;
- закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;
- технический осмотр транспортных средств;
- принудительное медицинское освидетельствование; санитарный осмотр грузов;
- досмотр транспортных средств;
- досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.
Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары.
Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов; контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, а также, в частности, относится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения, свободы.
Меры административного пресечения как разновидность административно-правового принуждения обладают всеми его признаками. Особенность их состоит в целевом назначении и самой сущности мер. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности 6 .
Вместе с тем рассматриваемые меры используются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения общественно опасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, то есть административно- деликтоспособного возраста, а также невменяемыми.
Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и единственно возможным средством пресечения преступления (например, применение оружия).
Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Скажем, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда (при низкой температуре воздуха) предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Пресечение противоправной деятельности нередко позволяет предотвратить действия и события, которые усугубили бы вину нарушителя и, следовательно, усилили бы ответственность виновного.
Среди мер административного пресечения, применяемых милицией, принятого выделять меры общего и специального назначения. К числу мер общего назначения относятся:
- требование прекратить правонарушение.
Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений 7 . Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на необходимость немедленного прекращения совершаемых им действий.
- административное задержание. Подробно будет рассмотрено в третьем вопросе.
- доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части милиции и содержание в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии сильного опьянения;
- приостановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
- отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами.
Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной безопасности, на пресечение эксплуатации неисправных источников повышенной опасности (например, транспортных средств нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей, личной и общественной безопасности).
Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в правовых актах, не является исчерпывающим. В сложных экстремальных ситуациях допускается пресечение противоправных действий средствами и способами, не указанными в законодательстве. Так, согласно Закону «О милиции» сотрудник милиции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства 8 .
Основания, порядок применения и использования мер административного пресечения определяются законами и иными нормативно-правовыми актами.
Меры административного пресечения специального назначения являются средствами физического воздействия на правонарушителей, применяемыми в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно.
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, резиновые пули, бронемашины и иные транспортные средства, служебныхсобак и лошадей и др.), полный перечень которых устанавливается Правительством России, а также огнестрельное оружие.
Случаи и порядок применения мер пресечения регламентируются Законом РФ «О милиции», постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами 9 .
Применению физической силы, специальных средств и оружия, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни или здоровью граждан и лиц, уполномоченных применять эти меры пресечения, должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требования лица, наделенного правом применять меры пресечения.
В качестве вывода можно отметить, что предупреждение следует рассматривать как самостоятельный вид административного принуждения. Мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий. Ко второй группе – имеющие целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений.
Кроме того, арсенал мер административного пресечения в деятельности ОВД весьма разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.

3. Административное обеспечение и административные наказания.

К числу мер административного принуждения относятся меры административно- процессуального обеспечения и административные наказания, которые применяются в случае совершения административного правонарушения.
Меры административно- процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушения, установления личности, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Назначение этих мер состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных наказаний. В отдельных случаях мерами административно- процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций. Их применение часто бывает необходимым и в связи с реализацией мер административного принуждения медицинского характера.
Достижение названных целей административно- процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно- процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных наказаний.
Меры административно- процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, свершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. К этим мерам относятся: доставление правонарушителя, административное задержание и привод.
Правом доставления физического лица в милицию или иные служебные помещения наделены все сотрудники милиции (под «доставлением» понимается принудительное сопровождение правонарушителя или лица, подозреваемого в совершении правонарушения, в милицию или иное служебное помещение). Цели, основания и порядок доставления физического лица сотрудниками милиции регламентированы нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в нормативных актах МВД России.
Фактическим основанием применения этой меры является деяние лица, содержащее признаки административного правонарушения. Доставлять такое лицо можно лишь при наличии указанных в законе следующих условий. Во-первых, деяние лица должно содержать признаки административного правонарушения, о совершении которого обязательно составляется протокол. Во-вторых, должны быть обстоятельства, препятствующие его составлению на месте совершения правонарушения или на месте нахождения нарушителя. Последние могут быть обусловлены отсутствием у доставляемого документов, удостоверяющих его личность, его поведением, препятствующим составлению протокола, необходимостью проведения дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения и т.п. Помимо доставления лиц, совершивших или подозреваемых в совершении административного правонарушения, сотрудники милиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления.
О доставлении физического лица сотрудником милиции составляется рапорт. Все лица, доставленные в орган внутренних дел (милицию), регистрируются дежурным по органу внутренних дел в книге доставленных.
Доставленные в органы внутренних дел (милицию), в установленных законом случаях могут быть подвергнуты административному задержанию. Административное задержание состоит в кратковременном ограничении свободы физического лица и связано с принудительным содержанием их в течение установленного законом времени в специальных помещениях органов внутренних дел.
В соответствии с законодательством об административных правонарушениях административное задержание допускается в целях пресечения административных правонарушений, составления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает круг субъектов (органов и должностных лиц), правомочных осуществлять административное задержание. В Кодексе содержится перечень правонарушений, при совершении которых эти органы (должностные лица) вправе произвести административное задержание.
По каждому факту административного задержания должен составляться протокол, в котором фиксируются следующие сведения: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания.
и т.д.................

Принуждение - это некое склонение, причем тогда, когда человек не хочет делать те или иные вещи. Подобные действия, которые понуждают людей к нежелательным или даже неприемлемым для них моментам, могут носить как аморальный характер, так и, напротив, законный, то есть правовой. Все будет зависеть от рода и вида принуждения.

Что такое принуждение

Принуждение - это действия, направленные на понуждение лица совершить то, что является для него нежелательным. Данное понятие может иметь как положительное, так и негативное определение и встречается довольно часто. Принуждение способно быть чуть ли не преступлением, но также может иметь и правовой характер, то есть совершенно законный и широко применяемый.

Самым важным является наличие условия добровольности, а точнее сказать, ее отсутствия. Человек, к которому применяют меры принуждения, не должен иметь желания совершать какие-либо действия и претерпевать те или иные перемены. Если он добровольно соглашается на это, ничем не обделяя себя при этом, не ограничивая, считаться принуждение подобное поведение уже не будет.

Условия принуждения

Для того чтобы данный полностью соответствовал своей природе, необходимо наличие трех условий. Первое из них - наличие принуждающей стороны. Обязательно должно быть лицо или, возможно, несколько лиц, которые и будут осуществлять то самое принуждение. Например, если это процессуальное принуждение, то это может быть суд или сотрудники правоохранительных органов.

Вторым условием будет являться наличие объекта принуждения. Это соответственно те люди, которые претерпевают на себе те или иные принудительные меры. Важно, что действия, применяемые к ним, должны быть запретными и обезопаситься от них возможности быть не должно. Однако условие запретности не всегда действуют, когда применяются меры государственного принуждения, то оно допускается законом.

И последнее, третье условие - наличие какого-либо принудительного действия. То есть принуждающая сторона заставляет совершать те или иные поступки, претерпевать какие-либо ограничения или лишения, и именно эти лишения и будут являться рассматриваемым принудительным действием.

Виды принуждения

Общее деление такого явления, как принуждения подразумевает определение двух основных видов: психического и физического. Первый из них касается морального воздействия на человека, влияние на его душевное состояние. Обычно проявляется оно в виде угрозы, особенно часто осуществляется давление за счет обещания физического насилия.

Второй вид направлен на физическое понуждение. Боль, вред здоровью, - любое воздействие на человека, его тело. Безусловно, данные виды очень обобщенные, они говорят о деление принуждения в целом, однако также нередко выделяют такой вид, как государственный или правовой, и он совершенно отклоняется от общего понимания данного явления и считается законным.

Государственное принуждение

Правовое принуждение очень важный элемент системы уголовного процесса. Кроме того, это наиболее часто встречающийся вид принуждения в целом, так как оно законно и не запрещено, более того, является распространенным методом Государственное принуждение также имеет свои виды, которые определяются с учетом отрасли его действия.

Самым применяемым видом правового принуждения является уголовное. После очень важно предотвратить негативное поведение с его стороны. Право принуждения в данном случае есть у правоохранительных органов или у суда, в зависимости от вида применяемых мер.

Кроме уголовного, выделяют также административное, гражданско-правое и дисциплинарное понуждение. Принуждение это, как известно, склонение к чему-либо, так вот каждая из этих отраслей обязывает лицо, совершившего правонарушение, что имеет принципиальное отличие от преступления, к определенным действиям, которые компенсируют негативные последствия.

Меры процессуального принуждения

Действия принудительного характера - это и есть меры, которые применяются соответствующими субъектами, а именно сотрудниками правоохранительных органов. Все вопросы относительно условий их реализации, способов и сроков фиксируются в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, который закрепляет все необходимые моменты, помогающие предотвращать преступность.

Меры принуждения делят на две группы, те, что направлены на предупреждение ненадлежащих действий со стороны лица, подозреваемого в совершение преступления и те, что обеспечивают порядок судопроизводства в уголовном процессе, что также имеет не меньшее значение. Однако особое внимание необходимо уделить первой группе мер принуждение.

Меры пресечения. Задержание

Задержание - это мера принуждения, которая применяется органами дознания. Обычно это происходит для того, чтобы удержать лицо, которое подозревается в совершение преступления. Важно помнить, что задерживать гражданина можно только на определенный срок, а именно сорок восемь часов, что требует скорейшего решения его положения.

Именно после задержания может быть избрана одна из мер пресечение, если, конечно, это необходимо. К ним относятся: личное поручительство; залог; арест, в данном случае домашний; присмотр за лицом, не достигшим восемнадцати лет, а также наблюдения командира воинской части; заключение под стражу.

Каждая из этих мер применяется только на основании постановления следователя, а в некоторых случаях таких, например, как залог или заключение под стражу на основании решения суда. При этом всегда учитываются сроки, и любое нарушение процессуальной стороны вопроса может повлечь недействительность того или иного принятого решения, а соответственно остановить предупреждение совершения преступлений в дальнейшем.

Значение принуждение, как процессуальной меры

Принуждение - это всегда важная часть уголовного процесса, которая помогает предотвратить совершение преступлений в будущем и пресечь негативное поведение со стороны подозреваемых лиц. В отличие от принуждения в целом, правовое не является запрещенным и поддерживается законом, что имеет колоссальное значение и влияние на общество.

Безусловно, принуждение само по себе, как то, что оказывает психическое и физическое давление на человека, явление негативное. Именно поэтому закон четко устанавливает границы применения различных мер предупреждение преступлений, ставит действия правоохранительных органов в рамки и фиксирует принципы, определяющие важность человеческого достоинства и чести.

Существуют два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся чаще всего на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использовании силы, а иногда и крайних форм насилия. Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение – убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. На базе этих типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении.

Общепризнанно, что метод убеждения – это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т. п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины.

Убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.

Существуют различные формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т. д.

Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого-либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.



Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер.

Административное принуждение является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом).

Цель административного принуждения – заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения, пресечения.

метод принуждения всегда выражается в прямом воздействии на волю управляемой стороны. Метод убеждения чаще всего проявляется в косвенном воздействии на волю управляемой стороны. Однако в некоторых случаях он может выражаться и в прямом воздействии на управляемую сторону (например поощрение).

Однако четкой границы между принуждением и убеждением нет.

Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).

Правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.



В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во-первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во-вторых, практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данном социуме.

В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам.

Складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований и других социальных факторов, отражающих особенности национального, профессионального и т.д. менталитета социума, правила жизнедеятельности общества, отдельных его социальных слоев и групповых категорий, никем конкретно не устанавливаемые, определяются как разновидности гражданской дисциплины: общежитейская дисциплина общения субъектов данного социума, ритуальная дисциплина, конфессионально-религиозная дисциплина, неписаные кодексы сословной профессиональной гордости, офицерской чести и др.

Нормы и правила поведения, устанавливаемые для членов и участников многочисленных и разнообразных общественных объединений их руководящими органами, рассматриваются как разновидности общественной дисциплины: партийной, профсоюзной, дисциплины членов всевозможных профессиональных общественных организаций, творческих союзов, клубов по интересам, органов общественной самодеятельности и т.д.

Нормы и правила поведения физических и юридических лиц, устанавливаемые государством, требования по соблюдению которых охватываются понятием государственной дисциплины, имеют много разновидностей: государственную служебную дисциплину, внешнеторговую, валютную, налоговую и др. В общей системе государственной дисциплины можно выделить многочисленные ее разновидности по отраслевому и функциональному критериям.

По отраслевому критерию можно назвать такие виды государственной дисциплины, как производственная дисциплина; исследовательская, учебная, лечебная, информационная дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса; внешнеторговая, таможенная, воинская, милицейская и другие отраслевые виды дисциплины в области административно-политической деятельности государства.

По функциональному признаку различают дисциплину исполнительскую, трудовую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, штатную, учетно-статистическую и др.

С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законности как всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.

Взаимосвязь и соотношение категорий законности и государственной дисциплины таковы: поскольку требования государственной дисциплины закреплены в законах и подзаконных правовых актах, постольку их соблюдение относится одновременно и к области законности, и государственной дисциплины; соблюдение требований некоторых правовых норм охватывается лишь понятием законности, но не государственной дисциплины, например, соблюдение норм семейно-брачного законодательства; имеются и некоторые правила, соблюдение которых, наоборот, охватывается понятием государственной дисциплины, но не затрагивает требований законности, например, правомерные в пределах закона решения и действия субъекта по его усмотрению. Вообще же, говоря о взаимосвязи и соотношении этих категорий, следует подчеркнуть, что в основе требований государственной дисциплины лежат требования законности, хотя категории эти все же следует разграничивать, не отождествляя и не подменяя одну другой.

Важнейшими элементами содержательной характеристики категорий законности и государственной дисциплины являются, во-первых, режим состояния законности и дисциплины в жизнедеятельности общества и государства; во-вторых, способы обеспечения режима законности и государственной дисциплины на том или ином конкретном этапе исторического развития государственно-организованного общества.

Понятие обеспечения режима законности и государственной дисциплины отвечает на вопросы: кем и как, какими способами и средствами (правовыми, организационными и др.) поддерживается и обеспечивается должный необходимый уровень законности и дисциплины в обществе и государстве? Для этого существует и этому служит сложная разветвленная система правоохранительной деятельности государства.

49. Понятие, особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.

Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина) является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. В обеспечении правопорядка в сфере государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности: во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти (органов и должностных лиц), что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; во-вторых, численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений (как управляющие, так и управляемые субъекты) в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; в-третьих, и это главное в сфере реализации исполнительной власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению (управление по усмотрению получило наименование дискретного управления), когда управляющие субъекты (органы и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

В основу практического решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений и действий управляющих субъектов должны быть положены следующие, основанные на анализе действующего законодательства и практики его применения, положения науки административного права:

при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность;

в рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению;

при отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению исходя из целесообразности (технической, экономической, организационной, местной, национальной и т.д.).

Рассмотренные особенности законности и дисциплины в управленческой деятельности определяют специфику применяемых организационно-правовых способов и средств для обеспечения должного уровня правопорядка, его охрану и защиту в сфере реализации исполнительной власти на основе строгого соблюдения законности и государственной дисциплины.

50. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации исполнительной власти) - это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений.

Законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивают многие государственные органы. Часть из них находится в системе аппарата исполнительной власти (контрольные и надзорные органы исполнительной власти, осуществляющие ведомственный и надведомственный контроль), другая часть в систему аппарата исполнительной власти не входит и относится к другим ветвям власти и видам государственной деятельности (судебные, прокурорские органы, Счетная палата Федерального Собрания и др.). Таким образом, законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивает как сам аппарат управления (органы исполнительной власти), так и специальные органы других ветвей власти и видов государственной деятельности.

По своему внутреннему содержанию каждый организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти представляет собой специфическую деятельность соответствующих государственных органов, направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями всех субъектов и участников государственного управления с целью проверки соответствия их действий нормам и правилам установленного правопорядка, требованиям законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования.

К настоящему времени сложилось три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность.

Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:

проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования (в отличие от других и, прежде всего, надзора), контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.

Надзор, как другой организационно-правовой способ, отличный от контроля обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.

Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-противоэпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения).

Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Таким образом, различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Надзор - это своего рода суженный контроль. Контроль осуществляется не только за законностью, но и целесообразностью действий подконтрольных субъектов, при надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным правилам.

Значительные отличия надзора от контроля заключаются также в своеобразии и специфичности форм и методов их осуществления. Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами. Формы надзорного реагирования на обнаруженные нарушения - протесты и представления прокурора; обязательные к исполнению предписания надзорных органов и их должностных лиц о ликвидации выявленных нарушений; выдача указаний и рекомендаций о способах и сроках их устранения и некоторые другие меры.

Особым своеобразным организационно-правовым способом обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования является контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (государственные надзоры, государственные инспекции и некоторые другие органы государственного управления).

По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.

Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил (правил пожарной безопасности, ветеринарных правил, правил дорожного движения и т.д.). В этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.

16. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.

17. Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962.

18. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. С. Н. Бра-туся и И. С. Самощенко. М., 1962.

19. Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика). М., 1966.

20. Бойко Л. М. Законодательная техника (теория и практика): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 1984.

21. Кругликов Л. Л. О средствах законодательной техники в уголовном праве // Проблемы юри-

дической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Ярославль, 1996.

22. Ильюк Е. В. Законодательная техника построения диспозиции статьи уголовного закона: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1989.

23. Законодательная техника: научно-практическое пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

24. Ушаков А. А. О понятии юридической техники и ее основных проблемах // Ученые записки ПГУ им. А. М. Горького. Пермь, 1961. Т. XIX. Вып. 5.

25. Иеринг Р. Юридическая техника: пер. с нем. СПб., 1906.

А. И. Овчарова

ПРИНУЖДЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В статье предпринимается попытка рассмотреть такие методы государственного управления, как принуждение и убеждение, в качестве системы способов воздействия политической власти и государства на сознание и поведение людей в обществе. Автор рассматривает принуждение не только как метод, но и как элемент содержания власти, а убеждение - как не всегда достаточное средство воздействия на отдельные категории граждан.

Ключевые слова: политическая власть, принуждение, убеждение, насилие, общество, государство.

В современном обществе проблема принуждения и убеждения является проблемой методов государственного и негосударственного управления политическими, экономическими, социальными, духовными процессами, а также проблемой методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Принуждение и убеждение как методы государственного управления, представляющие собой систему способов организующего воздействия политической власти, государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, выступают необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения и процесса управления.

Политическая власть тесно связана с властью государственной даже по той причине, что доминирующей социальной группе для полного осуществления своей политической власти и воли в отношении объектов власти необходимо обладать рычагами государственной власти.

Субъект власти может использовать различные доступные ему средства властвования: убеждение, принуждение, манипуляция, авторитет, стимулирование, поощрение и другие.

Тем не менее независимо от форм своего внешнего проявления власть всегда имеет принудительный характер, потому что направлена на подчинение воли конкретного общества единой воле коллектива, доминирующей или руководящей в нем. В связи с этим одним из основных признаков любой власти выступает принуждение различного характера, который определяется с помощью установления его причин, целей, методов и способов осуществления, а также интересов конкретных субъектов властеотношений.

Способы осуществления власти зависят от характера противоречий в том или ином обществе и от самой власти, ее природы и условий реализации, поэтому принуждение можно рассматривать не только как метод, формирующий состояние подчиненности субъектов, являющийся властным велением или прямым действием

(иногда выражающимся в подавлении), но и как изначальный элемент содержания власти, любой из ее структурных сторон. При использовании данного метода необходимый результат достигается вопреки воле субъекта и зачастую при его внутреннем, а иногда и внешнем сопротивлении. Однако принуждение может осуществляться и без подавления, тогда как подавление может выступать как принуждение и, кроме того, включать в себя элементы убеждения.

Конечно, слово «принуждение» само по себе звучит диссонансом, особенно принимая во внимание одно из его определений как «формы влияния (coercion), характеризующейся высоким уровнем оказываемого давления или понуждения (compulsion)» . Кроме того, с данным термином определенным образом соотносится и понятие насилия, которое очень близко по своему значению к принуждению. Но понятие принуждения шире, поскольку по своей природе может оказывать и физическое, и психическое воздействие на волю другого человека или общества. Насилие же предполагает лишь применение силы к человеку и является одной из форм принуждения.

Так, Е. В. Пыхтеева полагает, что «феномен политического насилия традиционно определяется механизмами принуждения, используемыми государством, и ответным насилием общества (выделено нами - А. О.). Сущность государства заключается не только в системе господства и подчинения, однако, легитимное насилие и принуждение являются его специфическими средствами. Так как общество сочетает множество различных противоположных интересов и создание консенсуса в обществе невозможно без использования силы государства, то регулирование общественного поведения при помощи политического насилия оправдано и способно быть продуктивным только при условии его легитимности» .

Насилие, являясь противопоставлением гуманизму и нравственности, выражается в действиях, направленных против человека или его достоинства. Насилие, применяемое систематически, разрушает нравственные основы человеческого общества, но так как и члены этого общества несовершенны, оно не может полностью устранить из своей жизни любое насилие и, как ни странно, вынуждено в целях его пресечения или хотя бы ограничения использовать силу. Поэтому мы согласны со следующим высказыванием В. П. Макаренко: «.. .Неотъемлемая черта принуждения и насилия - лишение или угроза лишения индивидов материальных и духовных ценностей. Поэтому принуждение и насилие могут

быть определены не просто как прямое применение силы, а как способ оперирования различными ценностями, который используется лицами и институтами для достижения целей властвующих и подчинения подвластных» .

Но эффективность такого насилия зачастую иллюзорна, потому что насилие, применяемое одной стороной, вызывает равное и даже более сильное противодействие другой, увеличивает масштабы, ведет к эскалации конфликта и в итоге оборачивается значительными для его инициаторов материальными и, что более печально, людскими потерями. Поэтому «.. .взаимодействия, в основе которых лежит принуждение, глубоко конфликтны по своему существу. .. .Бездумное применение принуждающей силы на любом уровне может вызвать реакцию, которая приведет к открытому столкновению» .

Интересна мысль В. П. Макаренко и о том, что волевые концепции власти смешивают такие ее аспекты, как субъект и объект, влияние и авторитет, принуждение и насилие (причем, как видится, эти аспекты автор разграничивает). По мнению Макаренко, насилие имеет место тогда, когда подчиненный индивид вообще лишается свободы действий, а властвующий пользуется силой и материальными средствами для навязывания своей воли. А принуждение есть совокупность условий, сознательно созданных властвующим, при которых подвластный ставится в ситуацию выбора между обладанием материальными и духовными ценностями и риском их потери, если его поведение не соответствует воле властвующего . «Если акт воли связывает государство и общество, а воля считается определяющим признаком власти, то из сферы властных отношений неизбежно исключаются все ситуации, в которых воля властвующих по тем или иным причинам не объявляется прямо и открыто. Тем самым власть приобретает черты анонимности. Властвующие просто пользуются ситуацией, в которой кто-то другой выражает их интересы и волю» .

Применение политического принуждения оценивается таким критерием эффективности, как понятие меры, и может считаться допустимым политическим средством при отсутствии или наличии слабых механизмов саморегуляции общества (что можно констатировать в современной России). В свою очередь, формирование таких механизмов тесно связано с процессом становления гражданского общества. Рост эффективности государственного принуждения зависит от уровня его правового содержания: чем он выше, тем в большей степени принуждение спо-

собно выполнять задачи позитивного фактора социального развития и в меньшей - инструмента произвола отдельных индивидов или доминирующей социальной группы. К тому же надо учитывать, что только государственная власть может обладать монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Политическая власть может достигать своих целей и другими средствами - идеологическим воздействием (убеждением) которое, будучи, по существу, ординарным способом, неограниченным сферами применения, обычно предшествует принуждению и может быть непрерывным. В идеале одной из целей осуществления политической власти должно быть максимально возможное использование методов убеждения взамен методов принуждения: например, только путем убеждения можно обеспечить участие граждан страны в выборах государственных и местных органов, содействие правоохранительным органам, использование права на судебную защиту и т. п.

К сожалению, те российские политические лидеры, которые склоняются к насильственным методам, недооценивают силу убеждения и наоборот.

Методы убеждения могут формировать политическое сознание, однако не следует ограничиваться ситуациями, «когда субъект формирует ценности и убеждения, непременно противоположные "реальным" интересам объекта: любая форма контроля над политическим сознанием людей может рассматриваться как форма власти; власть субъекта над объектом имеет место, если субъект обладает способностью формировать и/или изменять политическое сознание людей в соответствии со своими намерениями. Этой властью обладают публичные политики, политологи, пропагандисты, религиозные деятели и другие. Как и в случае с политическим влиянием, ее субъектами могут быть и обычные граждане, группы, организации, и государственные структуры, служащие, наделенные легальными полномочиями. Но опять же государство не обязательно наделяет последних правом осуществлять данную форму власти.

Не вполне правомерно. и ограничивать ее политической манипуляцией. В отличие от убеждения, манипуляция представляет собой успешное влияние на политические взгляды, ценности и поведение, которое не осознается объектом. Однако убеждение также является эффективным инструментом формирования политического сознания: учитель может и не вуалировать свои политические взгляды и открыто выражать жела-

ние привить своим ученикам определенные ценности; добиваясь своей цели, он осуществляет власть».

Учитывая вышесказанное, полагаем, что все же не следует противопоставлять принуждение и убеждение как взаимоисключающие методы осуществления политической власти, а также утверждать, что только один из них в определенной ситуации является верным и единственно возможным. Эти методы могут сочетаться, дополнять друг друга и представляют собой наиболее общие способы реализации всякой власти, в том числе политической. В зависимости от конкретных исторических условий и политической обстановки, характера власти доминирующим может стать какой-либо один из методов - принуждение или убеждение.

В подтверждение сказанного обратимся к словарной статье, опубликованной в советский период нашей страны: «Марксизм-ленинизм считает, что преобразование общественных нравов нельзя совершить исключительно путем просвещения и убеждения, равно как и одними только мерами насилия и государственного принуждения. И та, и другая односторонние точки зрения несостоятельны как с практической, так и с моральной стороны... С одной стороны, никакое У. не будет действенным, если не будет "деловой, беспощадной, истинно революционной войны с конкретными носителями зла"...Но, с другой стороны, П. должно опираться на авторитет общественного мнения, на общественную активность масс» .

Современное Российское государство, позиционирующее себя как демократическое, не должно строить отношения со своими гражданами на каких-либо иных основах, кроме убеждения их в правильности своей политики, а применять методы принуждения только в отношении тех лиц, чьи устремления и действия расходятся с правовыми нормами. Убеждение и принуждение должны использоваться государственной властью, в идеале осуществляющей творческую, созидательную деятельность, не для достижения абстрактных целей, а для создания конкретных необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно в этом заключается смысл назначения и сущности принуждения и убеждения в современном обществе.

Государственной власти необходимо использовать убеждение как основной метод своей деятельности, помогая гражданам осознать необходимость добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых

актов Российской Федерации. Понятно, что в ситуации совершения правонарушений могут возникать различные угрозы гражданам, обществу и государству в целом, поэтому нельзя исключать вынужденное принуждение к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

Если воздействовать на сознание людей с помощью убеждения, то у личности появляются внутренние моральные стимулы и потребность в правомерном поведении; принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в нужную для общества сторону, так как оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные деяния, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Еще А. Грамши обратил внимание на то, что власть господствующего класса опирается не только на насилие и принуждение, но и на согласие, убеждение. «.Таким образом, государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Гегемония -не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. При этом "государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения". Иными словами, принуждение - лишь броня гораздо более

значительного содержания. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу» .

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что принуждение и убеждение взаимно дополняют друг друга и фактически способствуют достижению одних и тех же целей.

Литература

1. Политический словарь. URL // http://enc-dic.com/politic/Prinuzhdenie-3724/

2. Пыхтеева Е. В. Политическое насилие (принуждение) как способ укрепления законности и целостности российского общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013.

3. Макаренко В. П. Русская власть. Ростов н/Д, 1998.

4. Извлечения. 26 основных понятий политического анализа // Полис. 1993. № 1.

5. Ледяев В. Г. Политическая власть: концептуальный анализ. М., 2001.

6. Словарь по этике / под ред. И. Кона. М., 1981.

7. Пую Ю. В. Проблема манипуляции и власти в теоретическом наследии А. Грамши // Философия права. 2008. № 6.

О. В. Айвазова, Г. А. Варданян

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СПОСОБЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В статье с позиции крминалистического учения о способе преступления проанализированы закономерности преступной деятельности в сфере производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств, выявлены специфические особенности формирования классификации способов совершения указанных категорий преступлений.

Ключевые слова: медикаменты, фальсифицированные лекарственные средства, фальсифицированная продукция, производство, сбыт, преступные группы, преступление, способ преступления, приготовление, совершение, сокрытие преступлений.

Системный анализ преступлений в сфере производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств позволил нам сформировать закономерности механизма данной разновидности преступной деятельности. В структу-

ре указанных закономерностей особое место занимает способ преступного деяния, традиционно выступающий основной движущей силой криминальной деятельности, детерминированный иными криминалистически значимыми призна-


В действующей системе властных отношений наличествуют совершенные и адекватные средства воздействия на социальные процессы, характер которых во многом зависит от степени (способности) адаптации этих процессов к властной воле. В административных (собственно-властных) отношениях указанные средства именуются методами, т.е. приемами целенаправленного юридического воздействия, - методами управления. Предварительно заметим, что в общепринятом понимании метод представляет собой набор инструментария, посредством которого достигается практическое воздействие на общественные отношения или чего-либо еще. Данное определение существенно расширяет круг методов, предшествующих, сопутствующих и последующих управленческим отношениям. К примеру, метод правового регулирования в качестве объекта своего воздействия "избирает" определенную группу (сферу) общественных отношений, т.е., по сути, сам характер связей субъектов таких отношений. Метод же управления специфичен: он призван воздействовать непосредственно на волю, поведение того или иного участника общественных отношений как социальную действительность; используется субъектами управленческих отношений для решения стоящих перед ними повседневных (практических) задач. "Как и всякое управленческое воздействие, методы управления, - пишет Ю.Н. Старилов, - обеспечивают должный порядок в системе управления; они имеют организующий характер и упорядочивают происходящие в системе управления процессы" . Метод управления является собственным инструментарием субъекта власти, в то время как другие методы используются гораздо большим числом участников общественных отношений и могут распространяться в том числе и на указанные субъекты. Убеждение и принуждение являются универсальными методами любой деятельности.
Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. С. 32.
Цель и убеждения, и принуждения одна - подчинить и удержать волю подвластного в сфере определенных властных притязаний, но различны средства и степень их воздействия. Рассмотрим особенности каждого из этих методов. Оговоримся, что вопрос о соотношении и роли методов принуждения и убеждения в управленческой деятельности исследовался как в философской, так и в юридической литературе. Опираясь на достигнутые результаты исследований в данной области, остановимся лишь на вопросах, которые требуют уточнения и обобщения, имеющие непосредственное отношение к теме настоящей работы.
Убеждение как метод властного воздействия носит с позиции объекта управления относительно-позитивную нагрузку, является упреждающим средством реализации управленческих задач и функций, призвано стимулировать должное поведение участников управленческих социальных отношений путем проведения мероприятий преимущественно морального воздействия. Убеждение является либеральным приемом воздействия на сознание подвластного субъекта, поскольку предполагает на основе вербального, воспитательного, организационного, поощрительного или иного созидательного акта добровольное и сознательное восприятие им целесообразности императивно-предписываемого характера деятельности. С этих позиций заслуживает внимания характеристика некоторыми учеными метода убеждения как лишь психического воздействия, в результате которого властная и подвластная воли будут совпадать, не найдя открыто выраженного ни психологического, ни физического противодействия со стороны подвластного.
В данной связи обращаем внимание на неточность позиции П.Е. Недбайло, по мнению которого "убеждение заключается в формировании у многих людей правильных взглядов и чувств о необходимости добровольного выполнения предписаний, правил и норм..." (Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 497). Такое определение не вносит ясности в понимание убеждения как внешне выраженного воздействия; оно характеризует скорее результат такого воздействия - психоэмоциональную реакцию и установку лица.
В данной связи подчеркнем недопустимость отождествления воспитания и убеждения. На неоправданную ошибочность такой логической операции обращал внимание еще И.С. Самощенко, который указывал, что воспитание есть цель всей работы по обеспечению общественной дисциплины, а "убеждение, принуждение и т.п. - средства достижения этой цели" (Самощенко И.С. Содержание убеждения и принуждения в социалистическом государстве // Советское государство и право. 1967. N 2. С. 13).
Интересная мысль по этому поводу изложена в юридической литературе: "в результате такого воздействия убеждаемый воспринимает волю убеждающего как свою собственную, у него формируются взгляды, соответствующие взглядам убеждающего" (Козюбра К.И. Убеждение и принуждение в советском праве на современном этапе коммунистического строительства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1968. С. 6 - 7).
Подробнее об этом см.: Байтин М.И. Государство и политическая власть (теоретическое исследование): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973. С. 8; Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 2001. С. 49 - 50; Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М., 1973. С. 45.
Принуждение как метод управленческой деятельности вторичен, но не зависим от убеждения в процессуальном контексте, поскольку они явления одного уровня и порядка. При принуждении воля подвластного не поступательна: не предполагает выбора соответствующей его убеждениям модели поведения; причем для самого субъекта управления внутренние убеждения подчиненного уже не имеют и не должны иметь какого-либо решающего значения. Принуждение, таким образом, традиционно вспомогательный метод воздействия, используемый в силу нерезультативности убеждения, и такое фактическое состояние, которое "исключает решение человека из цепи детерминации" , ибо данный метод не допускает выбора принуждаемым поведения и, следовательно, выбора между исполнением и неисполнением обязанности. В связи с этим принуждение как властно-обязывающее воздействие на принуждаемого сопряжено с навязыванием властной воли подвластным лицам, подавлением у них мотивов антиобщественного характера (психический аспект) и с возможностью реализации санкции императивного предписания (физический аспект). Оно всегда противоречит (частично или полностью) воле принуждаемого, имплицитно вписывается в систему его представлений и требует подчинения велениям, с которыми он внутренне или внешне не согласен, и тем самым отличается от убеждения.
Для усиления данной аргументации добавим также, что еще в первой половине XX в. С.М. Берцинский указывал на то, что в отличие от буржуазного административного права в советском все основные службы государства осуществляют регулятивно- положительное управление, а применение принуждения имеет вспомогательный и временный характер (см.: Берцинский С. Предмет советского административного права и метод его изучения // Проблемы социалистического права. 1939. N 2. С. 66 и след.).
Ребане И. Убеждение и принуждение в деле борьбы с посягательствами на советский правопорядок // Труды по правоведению: Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 182. Тарту, 1966. С. 180.
Принуждением в широком, а точнее, общем (абстрактном) смысле можно признать и состояние вынужденного подчинения личности правилам общежития, любой запрет или обязанность. Однако в этом смысле оно не имеет решающего воздействия на сознание подвластного; здесь нет ответа на вопрос о том, в силу каких (внутренне добровольных или внешне побудительных) мотивов он подчиняется общественному регламенту. Поэтому принуждение (в отличие от убеждения) должно быть наличным (способным неминуемо, немедленно воздействовать негативным образом на личность), непосредственным (конкретным) и реальным (действительным), причем форма его выражения не имеет принципиального значения.
Полагаем необходимым обратить внимание на неопределенность позиции В.М. Горшенева о том, что "основное назначение метода принуждения состоит в том, чтобы угрозой наступления невыгодных последствий предотвратить нарушение установленных правил" (Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 73). Данное определение функционального назначения метода принуждения приложимо скорее к методу убеждения или в лучшем случае к чрезмерно широкой трактовке метода принуждения, поскольку оно не отвечает критериям наличности, непосредственности и реальности принуждения как фактического государственно-властного воздействия.
В общетеоретическом смысле границы между этими двумя главными методами властного воздействия как общесоциального явления пока еще зыбки и требуют дополнительного научного обоснования. Убеждение и принуждение как методы управления взаимопроникновенны - они "два взаимосвязанных "полюса" единого целого" : возможность принуждения формирует убежденность подвластного, а само принуждение обосновывает необходимость его подчинения воле управляющего субъекта, т. е. являются механизмами обеспечения должного поведения и порядка. Причем убеждение воздействует на людей через воспитание общественно необходимых внутренних побуждений, стремлений человека, а принуждение - на внутренние побуждения человека через его действия.
Поэтому заслуживают также отдельного внимания позиции ученых, которые наряду с методами убеждения и принуждения выделяют и другие новые методы управленческой деятельности, например поощрения (стимулирования) (см. подробнее: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права / Под ред. М. И. Байтина. Саратов, 1978. С. 4 - 7; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. С. 74 - 75; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 37; Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 40 - 46; и др.).
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996. С. 254. Аналогичной, по сути, позиции придерживается и Н.М. Конин, считая, что "практически ни один метод не применяется изолированно. Все они, как правило, используются комплексно, во взаимосвязи друг с другом" (Конин Н.М. Организационно-правовые основы государственного управления социалистическим общественным производством (административно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1977. С. 267).
См.: Хайкин ЯЗ. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972. С. 240.
Не отрицая, что метод убеждения в управленческой деятельности будет постепенно доминировать, надлежит признать сопутствующей этому роль принуждения. Она, как правильно подчеркивают ряд ученых, не будет заключаться в сужении сферы принуждения по пути сокращения сферы его императивно-позитивного регулирования. Принуждение как метод властвования должен характеризоваться таким образом, чтобы использоваться не как инструмент прямого воздействия, т.е. физического, а косвенного - психического воздействия. Иными словами, принуждение должно воздействовать на волю подвластного прежде всего посредством убеждения его в возможности применения принудительных мер. Еще в IV в. до н.э. греческий философ Демокрит писал: "...тот, кто воспитывает... убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение" .
См.: Козюбра Н.И. Указ. соч. С. 14; Ребане И. Указ. соч. С. 41; Хангельдыев Б.Б. Сужение сферы административного принуждения и применения административного наказания - закономерность в развитии социалистических общественных отношений // Учен. зап. Свердл. юрид. ин-та. 1964. Вып. 4. С. 113 - 154.
Цит. по: Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры // Право и власть. М., 1990. С. 242.
В последнее же время все более преобладает не только тенденция, но и оценка эффективности власти в зависимости от ее способности обеспечить баланс между убеждением и принуждением в правореализующей сфере. Следовательно, принуждение как метод управления понимается как исключительный. Его роль обретает более ощутимый характер именно в разумном, комплексном и избирательном сочетании с методом убеждения, это придает вопросу его научной проработки не менее актуальное значение.
В данной связи не потерявшим своей актуальности является широко цитируемое в научной литературе высказывание В.И. Ленина о том, что "прежде всего мы должны убедить, а потом принудить" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 54). Жизнеспособность данного принципа отражается и в современной научной литературе. Как правильно указывает Г.В. Атаманчук, "важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций и уровнем поведения людей" (Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 177 - 178).
Таким образом, принуждение как метод властного воздействия на субъект предполагает создание такого состояния, при котором воля подчиняемого не столько внутренне или внешне противостоит воле подчиняющего, сколько в принципе исключается из числа факторов, имеющих решающее ad hoc (для ситуации подчинения) значение, что требует не меньших усилий со стороны субъекта власти по организации адекватных ситуации подчинения условий.
В данном контексте воля подчиняемого интерпретируется как его отношение к ситуации подчинения, иначе говоря, субъективная оценка, выраженная в желании (что менее вероятно, но возможно) либо нежелании подчиниться велениям субъекта власти. Поэтому отсюда не следует вывод о том, что принуждение как метод властного воздействия применяется без учета воли подчиняемого как его отношения к обстоятельствам, послужившим основанием (предлогом) принуждения (вины).