Какой налог на посылки из-за границы в России, Украине, Беларуси, Казахстане? Какие посылки облагаются налогом. С россиян начнут взимать пошлину при ввозе товаров на сумму от €500 Товар на какую сумму не облагается пошлиной

Под посылками в таможенном законодательстве понимается международное почтовое отправление.

В настоящее время Российская Федерация является государством - членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на территории которого действуют одинаковые таможенные правила. Государствами–членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Что такое МПО

Понятие МПО (или «международные почтовые отправления»), применяемое в таможенном законодательстве, закреплено в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Международные почтовые отправления (МПО) – это посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо поступают на в места (учреждения) через места международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС.

Виды МПО

  • почтовые отправления в виде письменных сообщений на специальном бланке, пересылаемые в открытом виде (простые, заказные) (далее - почтовые карточки);
  • почтовые отправления с письменным сообщением, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, с объявленной ценностью) (далее - письма);
  • почтовые отправления с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями (простые, заказные, с объявленной ценностью) (далее - бандероли);
  • почтовые отправления, подаваемые в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых (простые, заказные) (далее - секограммы);
  • почтовые отправления с товарным вложением (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее - посылки);
  • почтовые отправления с товарами и другими материальными ценностями, направляемые к месту назначения (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее - прямые почтовые контейнеры).

Новые нормы беспошлинного перемещения посылок в Россию

Посылки из-за граница подлежат растамаживанию. При этом таможенным законодательством установлены лимиты беспошлинной пересылки посылок из-за рубежа. С 2020 года значительно снизили разрешенные нормы беспошлинного ввоза посылок из-за границы.

Без таможенного декларирования перемещаются:

  • аэрограммы;
  • письма;
  • почтовые карточки;
  • отправления для слепых.

Новыми нормами ограничений по пересылке посылок (применяемые с июля 2017 года после вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза) предусмотрено постепенное стоимостное снижение товаров, которые можно ввозить в Россию беспошлинно. При превышении разрешенных лимитов ввоза придется заплатить налог в виде таможенной пошлины.

Такие нормы применяются для посылок, пересылаемых в Россию из всех иностранных стан (США, Канада, Украина, западная и восточная Европа, Литва, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Китай, Корея, Индия, Израиль, Вьетнам, и др.).

Без уплаты таможенных платежей оформляются посылки, поступающие из-за границы:

  • в период с 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно – товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и (или) вес брутто МПО не превышает 31 кг при ввозе в течение календарного месяца в адрес одного физического лица;
  • с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно – товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес брутто МПО не превышает 31 кг в течение календарного месяца в адрес одного физического лица;
  • после 1 января 2020 года – товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро и (или) вес брутто МПО не превышает 31 кг.

При превышении разрешенных норм ввоза подлежат уплате таможенные платежи по ставке 30 % от их стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Порядок прохождения таможенного декларирования посылок

Товары, пересылаемые в МПО, прибывают на таможенную территорию ЕАЭС и убывают с такой территории в местах (учреждениях) международного почтового обмена, определенных законодательством государства Стороны.

Пересылка через таможенную границу Российской Федерации МПО осуществляется с использованием следующих почтовых документов:

  • ярлык "Таможня" CN 22;
  • таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72;
  • накладная сдачи депеш, направляемых наземным путем, CN 37 либо накладная сдачи авиадепеш CN 38;
  • посылочная карта. Наземные посылки и S.A.L. СР 86 или авиапосылочная карта. Авиапосылки. СР 87;
  • письменная карта для обмена депешами CN 31 или письменная карта депеш, подаваемых в большом количестве, CN 32;
  • особый лист заказных отправлений CN 33;
  • заменяющая накладная сдачи CN 46;
  • накладная сдачи депеш с порожними мешками CN 47.

Ярлык "Таможня" CN 22, таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72, заполненные отправителем, наклеиваются или прикрепляются к оболочке МПО способом, исключающим их утерю.

Накладные сдачи депеш CN 37, CN 38, CN 41, CN 47 заполняются работниками мест международного почтового обмена.

МЕСТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЧТОВОГО ОБМЕНА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТАМИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ, НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование места международного почтового обмена

Адрес места международного почтового обмена

Благовещенск МСЦ

ул. Пионерская, д. 27, г. Благовещенск, 675000

Брянск МСЦ

ул. Речная, д. 1, г. Брянск, 241960

Владивосток АОПП

ул. Портовая, д. 41, г. Артем, Приморский край, 692760

Владикавказ почтамт

просп. Коста, д. 134, г. Владикавказ, 362000

Екатеринбург ММПО

ул. Бахчиванджи, д. 63, литер А, г. Екатеринбург, 620025

Казанский логистический почтовый центр

ул. Почтовая, д. 1, Международный аэропорт "Казань", Столбищенское сельское поселение, Лаишевский муниципальный район, Республика Татарстан, 442624

Калининград МСЦ

ул. Железнодорожная, д. 29, г. Калининград, 236015

Мирный ММПО

ул. Ленина, д. 5, г. Мирный, Республика Саха (Якутия), 678174

Москва - Внуково АОПП

2-я Рейсовая, д. 2а, стр. 1, г. Москва, 119027

Москва - Внуково ММПО

п. Марушкинское, вблизи дер. Шарапово, г. Москва, 108809

Москва - Домодедово АОПП

территория "Аэропорта Домодедово", г. Домодедово, литера 1Б1, 1Б2, Московская область, 142015

Москва - Шереметьево АОПП

вл. Аэропорт Шереметьево-1, г. Химки, Московская область, 141400

Оренбург МСЦ

Привокзальная пл., д. 1а, г. Оренбург, 460960

ММПО Прижелезнодорожный почтамт при Казанском вокзале

Краснопрудный пер., д. 7, стр. 1, г. Москва, 107140

Санкт-Петербург - Пулково АОПП

аэропорт Пулково, г. Санкт-Петербург, 196210

Толмачево ММПО

Проспект Мозжерина, строение 20, г. Обь-2, Новосибирская область, 633102

Перечень сокращений:

  • ММПО - место международного почтового обмена;
  • МСЦ - магистральный сортировочный центр;
  • АОПП - авиационное отделение перевозки почты.

Товары, пересылаемые в Российскую Федерацию в МПО, при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям), в том числе при отсутствии разрешения таможенного органа на выдачу МПО, хранятся в объектах почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи в течение месяца. Срок хранения МПО может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

Особенности оформления МПО, прибывающие в Россию из-за границы

По общему порядку депеши, почтовые и сопроводительные документы на них, поступающие в места международного почтового обмена (ММПО), предъявляются работниками указанных мест должностным лицам таможенного органа, расположенного в этих местах обмена, для проведения таможенного контроля и таможенного оформления.

Депеши с МПО, за исключением депеш с порожней тарой, вскрывают работники ММПО в присутствии должностных лиц таможенных органов. При этом места международного почтового обмена, применяющие компьютерную технологию обработки МПО, регистрируют поступившие и подлежащие представлению таможенному органу МПО в базе данных с отметкой "Подлежит таможенному контролю".

Письменная корреспонденция, литература для слепых и МПО, содержащие товары стоимостью менее 5000 рублей, работниками мест международного почтового обмена направляются адресатам без дополнительного предъявления таможенным органам.

Если будет установлено, что в посылке находятся запрещенные к перемещению товары, то содержащее такие товары МПО подлежит возврату отправителю.

Предназначение товаров, пересылаемых в МПО в адрес физического лица, устанавливает должностное лицо таможенного органа исходя из характера товаров, их количества и частоты пересылки.

От стоимости посылки зависит необходимо ли уплачивать таможенные платежи.

Стоимость принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого находятся места международного почтового обмена, на основании стоимостных показателей, указанных в графе "Ценность (таможенная)" таможенной декларации CN 23 или в графе "Объявленная ценность" в бланк-пачке СР 72, а в случае отсутствия данной информации - на основании объявленной ценности, указанной в графе "Объявленная ценность" сопроводительного адреса СР 71 при пересылке товаров в посылках либо в графе "Ценность (таможенная)" таможенной декларации CN 23 или ярлыка "Таможня" при пересылке товаров в мелких пакетах и международных отправлениях экспресс-почты, либо на оболочке письма с объявленной ценностью.

При таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, предназначенных для их личного пользования и облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенными пошлинами, налогами, должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, при исчислении и начислении подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов использует таможенный приходный ордер (ТПО) с указанием в нем таможенной стоимости, принятой для расчета подлежащих уплате таможенных платежей, а также массы (веса) пересылаемых в МПО товаров.

Выдачу физическим лицам МПО производит оператор почтовой связи, в регионе деятельности которого находятся получатели МПО, только после уплаты таможенных пошлин, налогов.

Какие товары нельзя пересылать в посылка

Кроме товаров, которые нельзя перевозить в Россию любым способом, к которым относятся опасные отходы, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации и т.д. (полный перечень запрещенных к ввозу товаров можно посмотреть по ссылке), для посылок установлены дополнительные ограничения.

К запрещенным к пересылке в МПО товарам относят:

  • алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво;
  • любые виды табачных изделий и курительных смесей;
  • любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;
  • радиоактивные материалы;
  • культурные ценности;
  • контрафактные товары;
  • товары, подвергающиеся быстрой порче;
  • живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;
  • растения в любом виде и состоянии, семена растений;
  • драгоценные камни в любом виде и состоянии, природные алмазы, за исключением ювелирных изделий;
  • наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;
  • озоноразрушающие вещества.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Заказ товаров в зарубежных интернет-магазинах давно стал обыденной возможностью, которой пользуется едва ли не каждый второй активный пользователь интернета. Если это преувеличение, то не сильное. Для особенно активных покупателей, которым нравится возможность приобретать товары за рубежом по низким ценам, остро стоит вопрос лимита беспошлинного ввоза товаров в Россию и того, какие пошлины придется платить, если лимит будет превышен. Таможенные пошлины на ввоз товаров в Россию в 2018 году — в какой момент может наступить необходимость оплачивать их, как будет рассчитываться сумма пошлины в таком случае, как будет снижаться беспошлинный лимит в ближайшие годы.

Лимит беспошлинного ввоза товаров для физлиц в 2018 году остался прежним

В 2018 году действует прежний порог беспошлинного ввоза интернет-покупок. Один гражданин может получать без уплаты пошлин товары на сумму 1.000 евро в месяц. При этом общая масса таких товаров не должна превышать 31 кг. Если превышен хотя бы один из этих лимитов — придется платить таможенную пошлину.

Сумма таможенной пошлины в таком случае составит 30%, но не от общей стоимости всех покупок (или одного большого приобретения), а от той суммы, что является превышением порога. К примеру, если в течение одного календарного месяца на ваше имя придут товары общей суммой на 1.100 евро, то пошлина составит 30 евро — 30% от превышения лимита в 100 евро.

Установлено и еще одно ограничение — пошлина может составлять как минимум 4 евро за 1 кг “перевеса”. Так что если 30-процентная пошлина окажется ниже этого лимита, будет использоваться второе правило.

Оплатить таможенную пошлину можно будет с помощью Почты России уже в 2018 году

Администрирование сбора таможенных пошлин — удовольствие для государства тоже не из дешевых, поэтому оно придумало по-своему изящный трюк, который окажется удобен и выгоден как самому государству, так и простым гражданам, которым нужно заплатить пошлину за ввоз товаров в Россию. Принимать таможенные пошлины вскоре будет Почта России, которая обычно и доставляет покупки из-за рубежа.

Действительно, это будет удобно для всех. Почта России должна будет стать уполномоченным оператором по сбору пошлины. Если человек должен такую пошлину внести, он сможет сделать это прямо в почтовом отделении, после чего и получит свою посылку.

Сообщается, что такая возможность будет доступна уже в июне 2018 года.

Возможность эта будет тем более актуальной, что уже в ближайшие годы лимиты по беспошлинному ввозу товаров в Россию будут заметно снижаться, хотя и не столь драматическим образом, как об этом говорилось еще год назад.

Какой порог беспошлинного ввоза товаров в Россию будет установлен в ближайшие годы

Многим запомнились сообщения, которыми пестрели сводки новостей в 2017 году. Правительство тогда всерьез рассматривало возможность снизить лимит беспошлинного ввоза с тысячи евро в месяц до всего лишь 20 евро.

Да, большинство покупателей укладывается в такой лимит. По оценкам китайского интернет-магазина AliExpress, средний чек россиянина в магазине составляет около 700 рублей, то есть, 10 евро. Но не только о крупных но и о средних покупках при введении такого лимита пришлось бы забыть. Они бы стали, скорее всего, совершенно невыгодными.

К счастью, государству хватило здравого смысла не снижать пошлины настолько резко.

Многие эксперты-экономисты говорили, когда обсуждалась подобная идея, о том, что никакого смысла в ней нет. Опыт других государств показывает, что никакого существенного прироста поступлений в бюджет это не дало бы, а вот повод у граждан помянуть правительство недобрым словом однозначно бы появился.

Новые лимиты беспошлинного ввоза, которые начнут вводиться с будущего года, куда более лояльны:

  • с 1 января 2019 года — 500 евро и 31 кг в течение месяца.
  • с 1 января 2020 года — 200 евро и 31 кг на одну покупку.

Пошлина при превышении лимитов составит 15%, но уже не от величины превышения порога, а от всей стоимости покупки.

Важный нюанс, на который нужно обратить внимание — в 2020 году порог будет установлен уже не на общую стоимость всех посылок, которые придут в течение месяца на имя того или иного жителя России, а на стоимость и массу каждой посылки.

Таким образом, через два года теоретически возможно будет заказывать товары на несколько тысяч евро ежемесячно и не платить никакие таможенные пошлины. Главное, чтобы каждая покупка стоила не больше 200 евро и не весила больше 31 кг. Приобрести что-то крупное за рубежом, таким образом, без уплаты пошлин не получится, а во всем остальном фактически можно будет себя не ограничивать.

Хорошие времена для шопинга в заграничных интернет-магазинах постепенно заканчиваются. Государство ведет политику на ужесточение этой сферы и постепенно снижает лимиты беспошлинной покупки. В середине 2018 года возникла не вполне понятная ситуация с тем, снизился ли беспошлинный порог в очередной раз, как это предлагал Минфин, или нет. Налог на посылки из-за границы в Россию в 2018 году — каков ежемесячный лимит беспошлинного ввоза товаров на одного человека, какую пошлину нужно будет уплатить за его превышение.

Лимит на стоимость посылок из-за границы с 1 июля 2018 года не увеличился

Это самая важная новость, о которой нужно знать. Дело в том, что вплоть до второй половины июня существовала общая уверенность в том, что беспошлинный лимит с 1 июля снизился. Из-за этого в сети довольно много материалов, где объясняются новые правила покупки товаров в заграничных интернет-магазинах. Однако буквально в последние дни июня все это стало неактуальным.

Минфин России совместно с Федеральной таможенной службой предлагал в отношении посылок из-за рубежа в Россию с 1 июля 2018 года снизить ежемесячный порог беспошлинного ввоза с 1 000 евро на человека в месяц до 500 евро.

Беспошлинные лимиты регулируются на уровне Таможенного Союза, создателем и вдохновителем которого является Россия. И по правилам этой организации на весь 2018 год предусмотрен лимит в 1 000 евро на беспошлинный ввоз покупок из-за рубежа на одного человека. Однако это — верхняя планка лимита, и каждое отдельное государство, которое входит в организацию, может снизить этот лимит. Что и хотели сделать минфин совместно с ФТС.

Однако в самый последний момент что-то в этих планах изменилось, и снижать лимиты беспошлинного ввоза не стали.

29 июня, всего за пару дней до вступления в силу новых правил, было объявлено, что до 1 января 2019 года ничего не меняется. Правила обложения налогом посылки из-за границы в Россию до конца 2018 года следующие:

  • пошлины нет, если общая сумма покупок на одного человека в течение месяца — до 1 000 евро, а общая масса посылок — до 31 килограмма,
  • при превышении этих лимитов устанавливается пошлина на уровне 30% стоимости покупки, но не менее 4 евро за 1 кг массы посылки.

30-процентная пошлина берется не за весь объем сделанных за месяц покупок, а только за ту часть, которая превышает лимиты.

Именно на эти правила нужно ориентироваться в 2018 году, они остаются актуальными вплоть до 1 января следующего года.


Фото: pexels.com

Как изменится налог на зарубежные посылки в следующие годы

На перспективу 2019 и 2020 года мы можем ориентироваться на прописанные в документах Таможенного Союза нормы. Пока российское государство намерено придерживаться именно их, но, как мы отметили выше, “общесоюзные” нормы представляют собой верхний предел, и государство может на свое усмотрение снизить его в любой момент.

Итак, как будет снижаться лимит беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа:

  • с 1 января 2019 года один человек сможет заказывать товары не более чем на 500 евро в месяц, если не хочет оплачивать пошлину,
  • с 1 января 2020 года лимит снижается до 200 евро в месяц.

С одной стороны, даже порог в 200 евро, который будет введен через полтора года, устраивает большинство покупателей в зарубежных онлайн-магазинах. По данным таможенников, 95% поступающих в Россию отправлений вообще стоят меньше 30 евро. Однако по некоторым сегментам рынка онлайн-торговли снижение лимита до этого предела, конечно же, ударит. Речь в первую очередь об электронике и других дорогостоящих вещах.

Если на сегодняшний лимит в тысячу евро можно приобрести любой приличный смартфон, включая топовые модели всех ведущих производителей, то на 200 евро можно будет приобрести только средний телефон бюджетного класса или класса чуть выше среднего.

Тем не менее, и эти планы — не предел. Таможенники и Минфин всерьез обсуждают возможность обложения пошлиной любой зарубежной посылки из интернет-магазинов начиная с 2020 года. Схема пока прорабатывается. Это может быть, например, пошлина в 1 евро за 1 килограмм массы посылки.

Если такую пошлину введут, она действительно превратится в “налог на бедных”. Именно так называет пошлину на посылки из-за границы в Россию глава российского Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Мысль Аншакова понятна — люди обеспеченные могут пойти и купить любой товар в магазине или бутике, не особо обращая внимание на цены. Онлайн-покупки в том же Алиэкспрессе совершают те, кто хочет сэкономить свои деньги и готов мириться с определенными неудобствами, в первую очередь долгим ожиданием доставки.


Фото: pxhere.com

Кому выгоден налог на покупки из-за границы

Тот же Михаил Аншаков в интервью радио Свобода делится своим мнением о том, что происходит. По мнению главы Общества защиты прав потребителей, бюджету эта пошлина ничего не дает. Все собранные средства будут уходить на зарплаты тех, кто будет заниматься сбором этого налога. А главный выгодоприобретатель — российские интернет-магазины, которые не выдерживают конкуренции с зарубежным онлайн-ритейлом.

Действительно, если обратиться к статистике интернет-торговли, которую приводит издание “Ведомости”, то заметно постоянное увеличение доли трансграничной торговли и соответствующее снижение доли внутренней торговли в сети интернет. Если еще в 2013 года внутренняя торговля занимала 76 процентов рынка против 24 процентов у зарубежных магазинов, то уже в 2017 году зарубежные магазины имели долю в 36 процентов рынка против 64 процентов у российский игроков.

Михаил Аншаков называет российский онлайн-ритейл главным лоббистом снижения или даже полной отмены лимита беспошлинного ввоза зарубежных онлайн-покупок.

Представили зарубежных магазинов в свою очередь предупреждают, что выигрыш для одной отрасли сильно ударит по другой. Пострадают почтовые и курьерские службы, которые сегодня активно зарабатывают на доставке покупок из-за рубежа.

Государство же ничего не выиграет. Формально говорится о том, что снижение лимита даст лишние 25 миллиардов рублей ежегодно. Но Михаил Аншаков обращает внимание — эти деньги лишь позволят таможенникам отчитаться о том, как они увеличили сборы в пользу казны. Однако почти вся эта сумма в итоге уйдет на администрирование пошлин, поскольку для обработки такого объема посылок нужно будет увеличивать штат ФТС, платить людям зарплаты и нести прочие расходы на оформление документов на пошлины.

Евразийская экономическая комиссия утвердила новые лимиты для беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Эти нормы работают и для России. Именно на них нужно ориентироваться, если собираетесь заказывать товары в зарубежных интернет-магазинах или привозите их из путешествия.

СМИ пишут, что лимиты для заказа с доставкой снижены до 500 и даже 200 евро. Это правда, но пока не работает - с 1 января 2018 года беспошлинные лимиты не изменились.

Это очень плохо для СМИ , которым нужно выполнять план по трафику. Очень трудно привлекать людей на новость, которая случится только через год или два. Но это хорошо для покупателей. Давайте пройдемся по документам.

Посылки из зарубежных интернет-магазинов

Сейчас пошлину не нужно платить, если посылки для личных нужд из иностранного магазина весят до 31 кг и стоят не больше 1000 евро на человека в месяц. Такой же лимит сохранится в 2018 году. Ходили слухи, что его сильно понизят и даже заложили такие расчеты в бюджет, но пока правила не изменятся.

Лимиты для заказа без пошлин будут снижать поэтапно:

Екатерина Мирошкина

экономист

  • с 1 января 2019 года - до 500 евро;
  • с 1 января 2020 года- до 200 евро.

Лимит по весу для 2019 года не изменится и составит 31 кг - его считают вместе с упаковкой. А вот в 2020 году лимита на месяц не будет. Главное, чтобы одна посылка стоила не дороже 200 евро. Пока так, но всё еще может измениться.

Что с пошлинами при превышении лимита?

Сейчас для заказов из иностранных магазинов лимит считают не по каждой посылке, а за месяц. Если он превысит верхний предел для беспошлинного ввоза, придется доплачивать. Раньше таможне было сложно контролировать объемы заказов по каждому человеку, теперь это элементарно - с помощью ИНН .

Если лимит больше нормы, нужно заплатить пошлину:

  • до 2019 года - 30% от стоимости посылки, но не менее 4 евро за 1 кг веса сверх лимита. То есть для расчета пошлины важны и вес, и цена;
  • с 2020 года - 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.

Если при заказе в каком-то интернет-магазине или при оформлении доставки вас попросят доплатить якобы из-за снижения беспошлинного лимита, не верьте на слово - требуйте документ. А потом проверяйте, работает ли он.

Ввоз товаров любым транспортом, кроме самолета

Если вы едете из путешествия на своей машине или поездом, тоже можете ввозить товар без пошлины в пределах лимита по стоимости и весу. Сейчас и весь 2018 год пошлину не нужно платить при ввозе товаров на сумму до 1500 евро и весом до 50 кг.

Потом лимиты снизят:

  • с 1 января 2019 года - 1000 евро или 50 кг;
  • с 1 января 2020 года - 750 евро или 35 кг;
  • с 1 января 2021 года - 500 евро или 25 кг.

Ввоз самолетом

Для воздушного транспорта лимиты на ближайшие годы решили вообще не менять - без пошлин из-за рубежа можно ввозить товаров на 10 тысяч евро или весом до 50 кг.

Для доставки товаров на машине или самолетом пошлина всегда составляет 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса сверх лимита. Пока ее не снижали даже для 2020 года.

Эти лимиты для всех товаров? Даже для алкоголя и сигарет?

Нет, это лимиты для товаров, которые везут или заказывают из-за границы для личных нужд. Можно без пошлин заказать в интернет-магазине сколько угодно телевизоров, кроссовок и гаджетов, если стоимость посылок впишется в месячный лимит по цене и весу. Когда лимит по весу и времени отменят, нужно будет вписаться в лимит стоимости для одной посылке.

Но есть товары, которые не считаются товарами личного пользования, даже если вы везете или заказываете их для себя. Например, больше 250 г черной икры или 5 кг рыбы, больше 200 сигарет или 5 литров пива - это уже не товары личного пользования. Точно не получится выдать за вещь личного пользования солярий или парикмахерское кресло - придется заплатить пошлину, а может, еще и налог.

Кто устанавливает эти нормы? Что еще за ЕЭК и при чем тут мы?

Эти нормы специальная комиссия устанавливает для членов ЕАЭС - Евразийского экономического союза. Недавно мы ратифицировали общий таможенный кодекс. Комиссия решает, какие сертификаты выдавать, какие общие нормы нужно соблюдать, как маркировать товары и за что брать пошлину.

Комиссия устанавливает верхний предел для беспошлинного ввоза товаров, но руководство конкретной страны может снизить эти лимиты. Некоторые страны этим пользуются - например, в Беларуси хоть и действует такое же решение ЕЭК , но лимит беспошлинного ввоза всего лишь 22 евро. Все, что дороже, облагается пошлинами. В Армении лимит тоже меньше стандартного. А в России такой лимит, как установила комиссия, - максимальный из возможного.

Доля импортного товара до сих пор достаточно высока, поэтому тема учета таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ остается актуальной, тем более, что в бухгалтерском и налоговом учетах используются разные правила формирования покупной стоимости товара. О том, что представляют из себя таможенные платежи (порядок их взимания, сроки уплаты и т.п.), а также как правильно учесть таможенные платежи и оптимизировать учет (сблизить налоговый и бухгалтерский учет) рассказывает Л.П. Фомичева, консультант по налогам и сборам.

Виды таможенных платежей

Приобретая товары по импорту, организации уплачивают совокупность таможенных платежей. Порядок их взимания регулируется одновременно и Налоговым, и новым Таможенным кодексами РФ.

При ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию России взимаются следующие виды таможенных платежей (п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ):

  • ввозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • таможенные сборы;
  • Акциз.
Соотношение норм таможенного и налогового законодательства зафиксировано в пункте 1 статьи 3 ТК РФ. В нем сказано, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей ТК РФ применяется в той части, которая не урегулирована НК РФ.

Общие правила взимания всех налогов, в том числе и таможенных платежей, установлены в части первой НК РФ.

Таможенная пошлина, НДС и акциз отнесены к федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Напомним, что с 1 января 2005 ситуация изменится, так как в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, в систему налогов и сборов РФ не будут входить обязательные отчисления (в частности, таможенные пошлины), взимание которых регулируется самостоятельными отраслями законодательства.

НК РФ регулирует (в части НДС и акцизов):

Ввоз каких товаров не подлежит налогообложению (ст. 150, п. 3 ст. 183 НК РФ);

Особенности налогообложения при ввозе товаров (п. 1 ст. 151, ст. 152, п. 1 ст. 185, п. 1 ст. 186 НК РФ);

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров (п. 1 ст. 153, ст. 160, 191 НК РФ);

Налоговые ставки (п. 5 ст. 164, ст. 193 НК РФ);

Порядок исчисления налога при ввозе товаров (п. 5 ст. 166, ст. 194 НК РФ);

Порядок отнесения сумм налога, уплаченных при ввозе товаров, на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);

Порядок применения вычетов (ст. 170, 171, 199, 200, 201 НК РФ).

НК РФ не устанавливает момент определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров, порядка уплаты НДС и акцизов (ст. 177, 205 НК РФ), а отсылает нас к ТК РФ.

В отношении таможенных пошлин, НК РФ ограничивается вопросами ее "участия" при формировании налоговой базы по НДС, акцизам, налогу на прибыль и другим налогам.

В отношении таможенных сборов информации немного в обоих кодексах. Это неналоговая компонента таможенных платежей. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, и в этом качестве обязательно должны были бы стать предметом правового регулирования в ТК РФ.

В статье 87 ТК РФ упоминается сбор за таможенное сопровождение, однако не определены ни его размер, ни порядок исчисления и уплаты, ни другие существенные элементы налогообложения. Но в настоящее время взимается не только этот сбор, но и сборы за таможенное оформление и за хранение товаров на таможенном складе. О них в ТК РФ ничего не сказано. ГТК России от 25.12..2003 издал приказ № 1542, в котором сказано, что при взимании сборов следует руководствоваться соответствующими положениями ТК РФ 1993 года (ст. 114 и 119), а также Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России от 09.11.2000 № 1010. О том, что сборы должны уплачиваться в 2004 году говориться и в статье 27 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".

Плательщики таможенных платежей

Обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины и налогов возникает с момента пересечения таможенной границы (пп. 1 п. 1 ст. 319 ТК РФ), и исполнить эту обязанность должен декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 320 ТК РФ).

Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то ответственным за уплату таможенных платежей является таможенный брокер (п. 2 ст. 144 ТК РФ). Таможенный брокер - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность, или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ (подп. 18 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, ответственными за уплату таможенных платежей могут быть владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Согласно пункту 4 статьи 320 ТК РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин (налогов) несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. При незаконном ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин (налогов) несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

В ТК РФ предусмотрены случаи, когда налоги и ввозная таможенная пошлина не уплачиваются. Например, если общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб. (подп. 2 п. 2 ст. 319 ТК РФ). Кроме того, от уплаты НДС освобождаются декларанты, указанные в статье 150 НК РФ, а акцизов - в пункте 3 статьи183 НК РФ. Решение об освобождении принимает таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, или ГТК.

Порядок и сроки уплаты таможенных платежей

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ).

Срок уплаты может быть продлен. Изменение срока уплаты производится в форме отсрочки или рассрочки (п. 2 ст. 333 ТК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляется на срок от одного до шести месяцев (п. 6 ст. 333 ТК РФ) по письменному заявлению плательщика налога. В этом случае товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными (п. 4 ст. 151 ТК РФ). За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин (налогов) взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных платежей исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки (ст. 337 ТК РФ).

Условием предоставления отсрочки либо рассрочки уплаты налога, как правило, будет являться обеспечение в виде:

  • залога,
  • банковской гарантии,
  • внесения денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог),
  • поручительства (ст. 333, 340 ТК РФ).
Помимо перечисленных способов ГТК совместно с Минфином России может установить случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные платежи с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные платежи не уплачены (ст. 352 ТК РФ).

Взыскание осуществляется с юридических лиц в бесспорном порядке. Без обращения в суд может быть обращено взыскание как на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, так и на иное имущество плательщика.

Таможенные платежи могут уплачиваться в безналичной форме на счет таможенного органа, открытый для этих целей, или в наличной форме в кассу таможенного органа.

Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе и НДС, при безналичной оплате - день списания денежных средств со счета плательщика в банке (ст. 332 ТК РФ). Как следует из пункта 2 статьи 150 ТК РФ, таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа. Таким образом, исполнение обязанности по уплате таможенных платежей создает обязанность таможенного органа произвести таможенное оформление товара без поступления денежных средств на счет таможенного органа.

Но в том случае, если средства не поступили на счета таможенных органов, товары считаются лишь условно выпущенными.

Допускаются авансовые платежи в счет предстоящих таможенных платежей. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования (п. 4 ст. 330 ТК РФ).

В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подписания подлежит вручению плательщику (п. 4 ст. 330 ТК РФ).

Авансовые платежи могут быть возвращены по заявлению лица, внесшего их. Возврат осуществляется в том же порядке, что и возврат таможенных пошлин, налогов.

Можно осуществить таможенные платежи с помощью таможенной карты, которая является аналогом кредитной карты, но используется только для расчетов с таможней. Технология расчетов по таможенным платежам с использованием таможенных карт описана в приказе ГТК России от 03.08.2001 № 757. Карта может использоваться для уплаты таможенных платежей, процентов за предоставление отсрочки (рассрочки), пеней и штрафов.

Лица, ответственные за уплату, исчисляют сумму таможенных пошлин (налогов) самостоятельно в рублях (п. 1 ст. 324 ТК РФ). В общем случае для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 325 ТК РФ).

Таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы уплачиваются по выбору плательщика как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (п. 2 и 3 ст. 331 ТК РФ).

Таможенная стоимость товара

Объектом обложения таможенными пошлинами (налогами) являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а налоговой базой для их исчисления - таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом с помощью методов определения таможенной стоимости, установленных законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (ст. 323 ТК РФ).

Таможенная стоимость товаров - это основа для исчисления таможенных платежей таможенных пошлин, НДС, акцизов (кроме тех, которые исчисляются по специфическим ставкам). Поэтому именно эта информация о декларируемых товарах представляет собой первостепенный интерес для бухгалтера. Но таможенная стоимость определяется исключительно для целей исчисления таможенных платежей.

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен в Законе РФ от 25.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", постановлениях Правительства РФ от 05.11.1992 № 856, от 07.12.1996 № 1461, а также приказом ГТК РФ от 27.08.1997 № 522.

Определить таможенную стоимость ввозимых товаров вы можете одним из шести методов:

  1. Метод "по цене сделки с ввозимыми товарами";
  2. Метод "по цене сделки с идентичными товарами";
  3. Метод "по цене сделки с однородными товарами";
  4. Метод вычитания стоимости;
  5. Метод сложения стоимости;
  6. Резервный метод.
Основным методом является метод "по цене сделки с ввозимыми товарами". Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.

По общему правилу, в таможенную стоимость ввозимых товаров включают все расходы, которые понес покупатель до момента ввоза товаров на таможенную территорию России.

Таможенная стоимость по методу "по цене сделки с ввозимыми товарами" определяется так:

Цена сделки с ввозимыми товарами + Дополнительные расходы по приобретению товаров = Таможенная стоимость Цена сделки с ввозимыми товарами - это сумма, которую вы должны заплатить по контракту иностранному поставщику.

Дополнительные расходы по приобретению товаров - это расходы иностранного поставщика, не включенные в цену сделки. К ним относятся:

  • расходы на транспортировку товаров до места их ввоза на территорию России (аэропорт, порт или пункт пропуска на границе);
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • стоимость товаров (работ, услуг), которые вы бесплатно или по сниженной цене передали иностранному поставщику для производства ввозимых товаров;
  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые вы должны заплатить в качестве условия продажи ввозимых товаров;
  • стоимсть вашего дохода от перепродажи или использования ввозимых товаров, которую вы по контракту должны перечислить поставщику.
Вы не можете применять этот метод, если в контракте не указана стоимость ввозимого товара или вы и ваш иностранный поставщик являетесь взаимозависимыми лицами. Остальные методы рассматривать не будем из-за ограничения объема материала.

Таможенная стоимость декларируется в грузовой таможенной декларации и в декларации таможенной стоимости (ДТС). ДТС представляется одновременно с ГТД и без нее является недействительной.

Общую таможенную стоимость декларируемых товаров нужно указать в графе 12. Это будет сумма граф 45 основного и добавочных листов ГТД.

Работники таможни могут не согласиться с заявленной декларантом стоимостью, и тогда она корректируется. Таможники могут в случаях, установленных в пункте 7 статьи 323 ТК РФ, самостоятельно определить таможенную стоимость.

Импортер может обжаловать решение таможни в суде и получить разъяснения по подробностям сделанного ею расчета (п. 3, 4 ст. 16 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Таможенные органы должны осуществить выпуск товара не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (ст. 152 ТК РФ), поэтому товары могут быть выпущены, а таможенные платежи доначислены позднее.

Корректировка стоимости осуществляется с помощью бланков специальной формы (КТС). Если в результате корректировки сумма таможенных платежей увеличилась, необходимо произвести доплату.

Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования таможенников. При этом пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Таможня проверяет правильность заполнения указанных форм и поступление доплаченной суммы таможенных платежей и принимает решение о выпуске товара. До этого момента товар находится на складе временного хранения.

В некоторых случаях результатом такой проверки и корректировки может стать штраф с возможной конфискацией. Это происходит, если причиной корректировки таможенной стоимости стало:

  • выявление фиктивных документов и/или недостоверных сведений о товаре;
  • умышленное сокрытие и/или искажение сведений об обстоятельствах сделки и лицах, участвующих в ней.
В таких случаях ответственность предусмотрена статьей 16.2 КоАП РФ, и фирме придется заплатить штраф в размере от 50 до 200% стоимости товаров с возможной конфискацией.

Корректировка стоимости служит лишь для расчета таможенной стоимости. В бухгалтерском учете товары отражаются по цене, указанной в контракте (с учетом прочих расходов).

Суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные при ввозе товаров, в полном объеме включаются в фактическую стоимость товаров.

Суммы НДС, фактически уплаченные на таможне, принимаются к вычету по мере оприходования импортных товаров (кроме случаев, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ).

Акцизы включаются в стоимость импортных товаров (кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 199 НК РФ).

ГТД и КТС подшиваются в журнал полученных счетов-фактур, в книге покупок делается соответствующая запись.

В налоговом учете могут применяться данные бухгалтерского учета. Таможенные платежи в полном объеме включаются в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Исчисление таможенных пошлин и сборов

В графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" ГТД приводится сведения о таможенных платежах, которые надо заплатить при декларировании товаров. В ней указываются сборы за таможенное оформление всех товаров, декларируемых в этой ГТД.

В колонке "Вид" проставляют двузначный код платежа в соответствии с классификатором таможенных платежей. Кодами 10 - 13 обозначают рублевые и валютные сборы за таможенное оформление, 20 - ввозную таможенную пошлину, 32 - 36 и 38 - "ввозной" НДС в зависимости от его ставки и страны происхождения товаров.

Напротив него, в колонке "Основа начисления", указывают базу для исчисления этого платежа. Как правило, она выражается в денежных единицах (российских рублях). В случае исчисления таможенного платежа по специфической ставке в эту графу заносят размер облагаемой базы в других единицах измерения.

В колонки "Ставка" и "Сумма" вносят соответственно ставку таможенного платежа и сумму в рублях и копейках, подлежащую уплате. Колонка "СП" (способ платежа) предназначена для буквенного кода способа оплаты. Например, код "БН" - безналичный расчет, КТ - в наличной форме, ТК - с применением микропроцессорных пластиковых карт.

Подробности расчета приводятся в графе "В. Подробности подсчета". Она содержит сведения обо всех таможенных платежах, подлежащих уплате в связи с декларированием всех товаров, указанных в ГТД. В нее вносят записи, состоящие из четырех групп цифр, разделенных между собой дефисами.

Первая группа цифр означает код вида таможенного платежа, следующая группа - его сумму в той валюте, в которой платеж был фактически уплачен, далее следует код валюты платежа. И, наконец, ее курс к российскому рублю, установленный ЦБ РФ на день подачи ГТД. Сумму платежа округляют до двух знаков после запятой по правилам математики. Валютные сборы за оформление указывают в той валюте, в которой они подлежат перечислению.

Если платеж был перечислен в рублях, ставить не надо (в этом случае запись состоит из трех групп цифр). Например, 12-6571.11-810 будет означать, что уплачен рублевый сбор за таможенное оформление (код 12) в сумме 6571,11 рублей (код валюты рубли, в соответствии с Общероссийским классификатором валют - 810).

Обратите внимание на то, что в данной графе приводятся суммы всех налогов и сборов, уплачиваемых при оформлении всех товаров, задекларированных в ГТД, то есть указанных в графах 47 основного и всех дополнительных листов.

Расчет таможенных платежей выглядит следующим образом.

Ставки сборов за таможенное оформление составляют 0,1 % для рублевых сборов и 0,05 % - для валютных. Однако в том случае, если товары оформлялись вне местонахождения таможенного органа либо вне времени его работы, сборы за оформление взимаются по удвоенным ставкам (соответственно может быть 0,2 и 0,1 %).

Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база определяется в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ и таможенным законодательством РФ (п. 1 ст. 153 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 160 НК РФ при ввозе товаров налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам). Сумма НДС, подлежащая уплате таможенному органу, исчисляется согласно пункту 5 статьи 166 НК РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Если импортер ввозит подакцизные товары, по некоторым из них необходимо заплатить на таможне акцизы. Их ставки приведены в статье 193 НК РФ. Акцизы не взимаются, если товар ввозится из Белоруссии (ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ) или в особых таможенных режимах (например, реэкспорта, переработки под таможенным контролем и др.).

Бухгалтерский и налоговый учет

НДС и таможенная пошлина являются федеральными налогами, поэтому их учет осуществляется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", а таможенные сборы учитываются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Уплата их отражается в корреспонденции со счетами 50, 51, 52.

Сумма ввозной таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление включается в покупную стоимость приобретаемых активов (товаров и материалов - п. 5 и 6 ПБУ 5/01, основных средств - п. 8 ПБУ 6/01).

При этом делается проводка:

Дебет 41 (07, 08, 10, 15) Кредит 68 субсчет "Расчеты по таможенной пошлине" (76 "Расчеты по таможенным сборам")

Начислена ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор.

В налоговом учете все не так однозначно.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы , определяется исходя из цен их приобретения, включая в том числе и ввозные таможенные пошлины и сборы (п. 2 ст. 254 НК РФ). То есть стоимость материалов в обоих видах учета включает в себя таможенные сборы и пошлины.

Стоимость товаров определяется по стоимости их приобретения по условиям контракта (подп. 3 п. 1 ст. 268 и 320 НК РФ). Однако таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление, уплаченные таможенному органу, в налоговом учете стоимости товара не формируют. Для целей налогообложения прибыли таможенная пошлина и таможенные сборы, уплаченные при ввозе товара, являются косвенными расходами и признаются в месяце их осуществления (ст. 252, 320, 272 НК РФ). Таким образом, стоимость ввезенных товаров в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ). То есть в Налоговом кодексе нет прямого указания - нужно ли включать таможенные платежи в первоначальную стоимость основного средства.

С другой стороны, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов установлен не налоговым, а таможенным законодательством (ст. 2 НК РФ). Поэтому суммы соответствующих таможенных платежей по этому пункту учтены быть не могут, а могут быть отнесены к другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Какой же вариант учета таможенных платежей выбрать? Скорее всего, многие бухгалтеры выберут тот, которого придерживаются налоговые органы. Позиция налоговиков по этому вопросу высказана в письме МНС России от 05.09.2003 № ВГ-6-02/945. Налоговики предписывают включать ввозные таможенные пошлины в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а не в покупную стоимость товаров. Но это работает только в отношении товаров. А стоимость материалов и основных средств, по мнению налоговиков, определяется с учетом таможенных пошлин. Таким образом, стоимость основного средства в двух учетах можно сблизить, не конфликтуя с налоговыми органами.

НДС, уплаченный на таможне по импортированным товарам (в том числе основным средствам, материалам), можно принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом купленные товары должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

Обратите внимание: НДС принимается к вычету в том налоговом периоде (месяце или квартале), в котором импортные товары, основные средства или нематериальные активы были оприходованы на балансе фирмы. Перечислены к этому времени деньги за товар иностранному партнеру или нет - значения не имеет (п. 44 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447).

Документами, подтверждающими право на вычет, в данном случае будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) и грузовая таможенная декларация, где в графе 47 записана сумма НДС, уплаченного на таможне.

Есть случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, к вычету не принимается , а включается в стоимость приобретаемых товаров. Эти случаи перечислены в пункте 2 статьи 170 НК РФ. Вот основные из них:

  • импортируемые товары используются для производства и реализации товаров, которые НДС не облагаются;
  • импортируемые товары используются для производства и реализации товаров, местом реализации которых территория России не признается;
  • покупатель импортированных товаров не является плательщиком НДС или использовал свое право на освобождение от уплаты налога (ст. 145 НК РФ);
  • импортируемые товары предполагается использовать для операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) по статье 146 НК РФ.
Для того, чтобы произвести вычет по НДС, счета-фактуры оформлять не нужно. Вместо них используются грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, которые прилагаются к журналу учета полученных счетов-фактур.

Вы можете зарегистрировать ГТД в книге покупок только в том случае, если: НДС уплачен на таможне; товар оприходован.

В книге покупок нужно зарегистрировать все ГТД (п. 10 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Если товар освобожден от НДС, в книге покупок делается отметка "без НДС". Указываются также платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.

Для этого в книге покупок нужно указать:

в графе 6 - страну происхождения товара и номер ГТД (обратите внимание: записывать дату оформления ГТД необязательно, так как она уже содержится в номере ГТД);

  • в графе 3 - дату фактической уплаты НДС при ввозе товаров на основании платежных документов;
  • в графе 4 - дату принятия на учет импортных товаров (работ, услуг);
  • в графе 5 - наименование продавца;
  • в графе 8б (9б, 11б) - сумму уплаченного НДС;
  • в графе 8а (9а, 10, 11а) - таможенную стоимость товаров с учетом таможенной пошлины и акцизов;
  • в графе 7 - сумму граф 8а и 8б (9а и 9б, 11а и 11б).
Пример 1

Фирма "Весна" получила от зарубежного поставщика "ППЕ-групп" партию товаров из Германии, контрактная стоимость которых равна 18 000 евро.
Величина таможенной пошлины составляет 3600 евро, а сумма уплаченного на таможне НДС:
(18 000 EUR + 3600 EUR) х 18% = 3888 EUR.
Таможенные платежи были перечислены 25 мая 2004 годаплатежным поручением № 201. Официальный курс ЦБ РФ на эту дату составил 35,60 руб/EUR. Поэтому были перечислены: таможенная пошлина - 128 160 руб. (3600 EUR х 35,6 руб/EUR) и НДС - 138 412,80 руб. (3888 EUR х 35,6 руб/EUR).
При ввозе товара была оформлена грузовая таможенная декларация под номером 10004002/250504/0004236. В этот же день товары приняты к учету (произошел переход права собственности на основании условий контракта).
25 мая 2004 года в Книге покупок фирмы "Весна" сделана запись:
В графе 8а указываем таможенную стоимость товаров в рублях:(18 000 EUR + 3600 EUR) х 35,6 руб/EUR = 768 960 руб.
В графе 8 - сумму таможенной стоимости товаров с НДС: 768 960 руб. + 138 412,80 руб. = 907 372,80 руб.
Запись в Книге покупок будет иметь вид, представленный в таблице 1.

Таблица 1

N
п/п
Дата
и
номер
счета-
фактуры
Дата
оплаты
счета-
фактуры
Дата принятия
на учет товаров
(работ,
услуг)
Наимено-
вание
продавца
ИНН
продав-
ца
КПП
продав-
ца
Страна
происхож-
дения.
Номер
ГТД
Всего
покупок,
включая
НДС
В том числе
покупки, облагаемые
по ставке 18%
Стоимость
покупок
без НДС
Сумма
НДС
1 2 3 4 5 6 7
64 - 25.05.2004, пп. № 201 25.05.2004 ППЕ-групп - - Германия
10004002/
250504/
0004236
907 372,80 768 960,00 138 412,80

Рассмотрим подробнее учет таможенных пошлин при приобретении товара в торговых организациях.

Мы выяснили, что таможенная пошлина и таможенные сборы формируют налогооблагаемую прибыль в одном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль - в последующих отчетных периодах (по мере реализации приобретенного товара). В связи с этим у торговой организации возникает налогооблагаемая временная разница, которая ведет к образованию отложенного налогового обязательства, ведь в бухгалтерском учете расходы признаются позже, чем в налоговом (подп. 8-10, 12, 15 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"). Рассмотрим, как учесть возникшую разницу на конкретном примере.

Пример 2

31 марта 2004 года организация оптовой торговли (плательщик НДС) приобрела по контракту, заключенному с иностранным контрагентом, товар контрактной стоимостью 29 413,8 USD. Поставка товара осуществляется на условиях DDU таможня конкретного города (ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) - DELIVERED DUTY UNPAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) DDU......., т.е. таможенная очистка возлагается на покупателя). Право собственности на товар переходит к организации в момент оформления грузовой таможенной декларации (ГТД). Организация уплачивает:

  • ввозную таможенную пошлину в рублях в размере 10 процентов от таможенной стоимости товара;
  • сборы за таможенное оформление в размере 0,1 процентов в рублях и 0,05 процентов в иностранной валюте;
  • о ставке 18 процентов от таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины.
Таможенная стоимость соответствует контрактной стоимости товара. Курс USD, установленный ЦБ РФ, на дату оформления ГТД и уплаты таможенных платежей составляет 31,3805 руб. за 1 USD.
В этот же день 50 процентов товара было продано покупателю. Выручка от продажи составила 720 000 руб., в том числе НДС - 120 000 руб. Условно примем, что других операций не было.
Согласно учетной политике организация уплачивает НДС "по отгрузке". Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления. Отчетные периоды по налогу на прибыль - первый квартал, полугодие, девять месяцев.
Фактическую себестоимость товара организация учитывает на субсчете 41-1, налогооблагаемые временные разницы из-за отклонений в стоимости товара - на субсчете 41-4.

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Дебет 76 Кредит 51

92 302 руб. (29 413,8 USD х 10% х 31,3805 руб. за USD) - уплачена ввозная таможенная пошлина в рублях;

Дебет 76 Кредит 51

461,51 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD х 0,05%) - уплачен таможенный сбор в валюте (вид 11);

Дебет 76 Кредит 51

923,02 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. USD х 0,1%) - уплачен таможенный сбор в рублях (вид 10);

Дебет 76 Кредит 51

182 757,9 руб. ((29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD + 92 302 руб.) х 18%) - уплачен НДС по ставке 18 процентов от суммы таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины;

Дебет 41-1 Кредит 60

923 019,75 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD) - отражена фактическая стоимость товара на дату перехода права собственности;

Дебет 41-4 Кредит 76

93 686,53 руб. (92 302 + 461,51 + 923,02) - учтена ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы за оформление;

Дебет 19 Кредит 76

182 757,9 руб. - учтен НДС, уплаченный на таможне;

Дебет 68 Кредит 19

182 757,9 руб. - принят к вычету НДС;

Дебет 62 Кредит 90-1

720 000 руб. - признана выручка от реализации товара;

Дебет 90-3 Кредит 68

120 000 руб. - отражен НДС по реализации;

Дебет 90-2 Кредит 41-1

461 509,88 руб. (923 019,75 руб. х 50%) - списана себестоимость проданного товара;

Дебет 90-3 Кредит 41-4 "Налогооблагаемая временная разница"

46 843,27 руб. (93 686,53 руб. х 50%) - списано 50 процентов таможенных пошлин и сборов, относящихся к проданному товару;

Дебет 90-9 Кредит 99-1

91 646,85 руб. (720 000 - 120 000 - 461 509,88 - 46 843,27) - отражен финансовый результат;

Дебет 99-2 Кредит 68

21 995 руб. (91 646,85 руб. х 24%) - отражен условный расход по налогу на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль от реализации товара за отчетный период составит 44 803,59 руб. (720 000 - 120 000 - 461 509,88 - 93 686,53).

Дебет 68 Кредит 77

11 242 руб. ((93 686,53 - 46 843,27) х 24%) - отражено отложенное налоговое обязательство.

налог на прибыль к уплате в бюджет составит 10 753 руб. (21 995-11 242).

По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц (в данном случае в последующих периодах при реализации оставшегося импортного товара) будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете проводкой по дебету счета 77 и кредиту счета 68.

Оптимизируем учет таможенных платежей

... материалов
... товаров
Близкие перспективы

Бухгалтеры часто задают вопрос, а как же включать таможенные пошлины в стоимость материалов?

Те, кто учитывает товары, ищут пути учета таможенных пошлин с тем, чтобы приблизить стоимость товара в бухгалтерском учете к его налоговой стоимости и не использовать ПБУ 18/02. И такие возможности оптимизации учета с использованием нормативных актов по бухгалтерскому учету есть.

Во-первых, обратимся к Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, в пункте 2 которого сказано, что товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.

Во-вторых, в приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, таможенные и иные платежи, связанные с импортом материальных ценностей, названы в качестве составной части транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

Рассмотрим варианты учета таможенных расходов в составе стоимости материалов и товаров.

... материалов

Существует два способа для определения стоимости полученных материалов с учетом ТЗР. Во-первых, можно включить таможенные пошлины в фактическую стоимость каждой единицы приобретенной номенклатуры материалов. Во-вторых, формировать стоимость материалов с помощью учетных цен. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Вариант первый. Включение транспортных расходов в фактическую стоимость каждого конкретного наименования материалов с практической точки зрения весьма затруднительно. Ведь обычно в сопроводительных документах поставщиков указываются материалы нескольких наименований (иногда нескольких десятков). В этом случае общую сумму таможенных платежей нужно распределить между всеми наименованиями ценностей, которые поступили по данной ГТД. Пропорционально какой базе это делать - стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? В зависимости от базы результат распределения расходов на единицу товара будет разным.

На наш взгляд, логичнее распределять таможенные платежи пропорционально стоимости материалов, нежели количеству. Ведь в одной накладной могут быть указаны материалы с разным количественным измерением. Кроме того, таможенные платежи уплачиваются, как правило, от контрактной цены импортируемого товара.

Этот вариант учета целесообразно использовать организациям с небольшой номенклатурой материалов.

Выбранный показатель распределения таможенных платежей должен быть закреплен в учетной политике организации.

Вариант второй . Бухгалтер может использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 и 83 Методических рекомендаций по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Он заключается в использовании учетной цены.

Учетной ценой может быть договорная цена поставщика или же фактическая цена по данным предыдущего месяца, плановая цена и т. п.

В этом случае остальные расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов (отклонения от учетной цены), учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы".

Сколько субсчетов таких отклонений будет, к какой номенклатуре материалов они будут создаваться, как списываться, организация решает самостоятельно и закрепляет выбранные способы в учетной политике.

Затем материалы списываются в производство одним из разрешенных способов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО или ЛИФО). Но в расчет берется только учетная цена этого материала. Ею, к примеру, может быть выбрана контрактная цена импортного материала.

А вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам или группам усреднено.

Вначале находится средний коэффициент отклонений, который показывает, сколько отклонений, возникших за месяц, приходится на 1 рубль стоимости поступивших за месяц материалов (п. 87 Методички по учету МПЗ). Причем и величина отклонений, и стоимость поступивших материалов рассчитываются с учетом остатков на начало месяца.

Затем найденная величина умножается на стоимость списанных материалов, а результат относится на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Здесь важно помнить еще одно правило. Допускается при небольшом удельном весе транспортных расходов или величины отклонений (не более 10 процентов к учетной стоимости материалов) полностью списывать их на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца. Тогда расчет не составляется.

Вот этим правилом могут воспользоваться многие.

Во-первых, таможенные платежи варьируются. Основную их часть составляют ввозные таможенные пошлины (напомним, что их ставки законодательство позволяет устанавливать дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара - ст. 3 НК РФ). Это может быть и 5 %, и 10 %. С учетом того, что таможенные сборы составляют в совокупности менее 1 % цены, вполне возможно, что удельный вес таможенных платежей составит не более 10 % от контрактной цены импортируемых материалов. И, следовательно, они сразу по правилам бухгалтерского учета могут быть списаны на затраты.

В налоговом учете таможенные расходы также учитываются при формировании стоимости материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Однако в НК РФ не содержится правил распределения таких расходов на единицу материала. По нашему мнению, в этом случае следует применять тот же метод формирования стоимости материалов, как и в бухгалтерском учете. Его следует прописать в учетной политике организации для целей налогообложения.

... товаров

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров (в т.ч. таможенные пошлины) организации могут учитывать двумя способами: включать их в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01), либо учитывать отдельно в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике.

Если в бухгалтерском учете организация учитывает таможенные расходы в стоимости товаров, то принципы распределения будут те же, что и для материалов.

Обычно торговые организации не включают расходы по доставке товаров в их стоимость, а учитывают в составе расходов на продажу на счете 44 "Расходы на продажу". На счете 44 также возможно учитывать ТЗР разными способами.

Прежде всего, если организация приходует товары по учетным ценам, нужно решить, выделять ли транспортные расходы из общей массы отклонений от учетной цены или нет. В первом случае транспортные расходы нужно учесть на отдельном субсчете "Транспортные расходы по доставке товаров до складов" к счету 44 "Расходы на продажу".

Если вы решите учитывать транспортные расходы на отдельном субсчете к счету 44, вы должны решить, считать ли издержки (транспортные расходы по доставке), приходящиеся на остаток товаров на конец отчетного периода, путем специального расчета или не считать. В зависимости от этого данный субсчет либо будет иметь переходящий остаток, либо на конец месяца он остатка иметь не будет.

Поскольку в налоговом учете данный расчет производится только по расходам, связанным с доставкой, то эти расходы необходимо отделить от таможенных платежей, выделив для каждых из них отдельные субсчета.

В зависимости от объема таможенных пошлин, можно предусмотреть варианты их списания на расходы: полностью либо в установленной пропорции.

Этот метод расчета также позволяет приблизить бухгалтерский учет к налоговому. Однако для полного их совпадения необходимо, чтоб величина транспортных расходов и контрактная цена товара в обоих учетах были одинаковыми.

Если издержки обращения на остаток товаров вы решили не рассчитывать, то можно по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, списывать в дебет счета 90. Такой вариант разрешен пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Согласно нему все коммерческие расходы, под которыми понимаются расходы на продажу, могут полностью включаться в себестоимость проданных товаров. В этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

Итак, вариантов учета много, все их мы назвали. Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и свой объем таможенных платежей. Поэтому то, какой способ закрепить в учетной политике, каждый главный бухгалтер решает самостоятельно, опираясь на нормативные документы и свое профессиональное суждение.

Близкие перспективы

С 1 января 2005 года планируется введение в действие изменений и дополнений в главу 25 НК РФ, которые, в частности, направлены на сближение налогового и бухгалтерского учета. Например, в проекте закона сказано, что организации в налоговом учете, как и в бухгалтерском, смогут включать таможенные пошлины в первоначальную стоимость товаров, закрепив соответствующие положения в учетной политике. Так что у бухгалтеров есть время подумать, как же учитывать таможенные платежи, и какие положения учетной политики следует разработать в свете предстоящих изменений в налоговом законодательстве.