Цель: знакомство детей с городецкой росписью.
Программные задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с городецкой росписью;
- учить выделять основные элементы узора;
Развивающая:
- развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции,
воображение;
- закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения
необходимого цвета;
Воспитательная:
- воспитание у детей интереса и уважение к труду художников-
оформителей, создающих красивые вещи;
- приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах
народного творчества.
Методические приемы:
- объяснительно - иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательские (самостоятельный просмотр полученных
результатов, анализ выполнения операций);
- сюрпризный момент
Словарная работа: городецкая роспись, оживка.
Демонстрационный и наглядный материал:
Для воспитателя : наглядно- демонстрационные пособия, выставка изделий
с городецкой росписью.
Для детей: макеты разделочных досок из альбомных листов; гуашь,
кисточки, палитра,(тряпочки на каждого ребенка),баночки с водой.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(Вводный этап. Сюрпризный момент)
Здравствуйте ребята!
В нашей группе светло и тепло. А тепло от наших улыбок, ведь каждая
улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
Давайте будем улыбаться чаще друг другу и дарить свою радость
окружающим.
(Раздается стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте, ребята. Я, почтальон, принес вам заказное
Ребята, посмотрите, какое большое письмо. Но здесь не написано, от кого
оно. Вам интересно знать, кто прислал его нам? (Да)
Давайте прочтем письмо и узнаем от кого оно.
(Читаю письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам художник с ярмарки. Помогите
мне, пожалуйста.
Сам я - из города Городца. Вчера на ярмарке, я устроил красивую выставку
городецкой росписи на досках, но налетел сильный ураган, и унес все мои
работы, и теперь у меня не осталось совсем ничего. Но я уже разослал
приглашение на выставку всем своим друзьям. Я знаю, что вы хорошо
рисуете. Пришлите мне пожалуйста доски расписные, с цветами и узорами,
чтобы я смог устроить выставку на ярмарке.»
Ребята от кого пришло это письмо?
Дети: От художника
А с какой просьбой он к нам обращаются?
Дети: Он просит расписать ему доски для ярмарки.
Ребята, давайте поможем художнику, ведь он уже пригласил на выставку
своих друзей. А где же доски? Ребята, посмотрите, а вот и наши доски.
(достаю заготовки).
Ой, ребята, здесь еще и стихотворение. Давайте я вам его прочту
(стихотворение о городецкой росписи).
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты-
Что ни в сказке сказать
Городецкая роспись - сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
В.- Ребята, наш художник хочет, чтобы мы расписали их разделочные доски
городецкой росписью. А вы знаете, как расписать городецкую роспись?
Дети: Нет
В.- Ребята, мы сегодня познакомимся с городецкой росписью, и научимся ее
рисовать.
(рассказываю о росписи и показываю картинки)
«На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и
зародилась городецкая роспись. Это-настоящее произведение искусства. На
расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки
чаепития и охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовыми,
голубыми, красными, зелеными. Птица и конь - это главные герои
городецкой росписи. Посмотрите, какие фантастические цветы, птицы, кони,
которые как будто пришли к нам из сказки.»
В.- Смотря на эти росписи, какие сказки вы вспомнили?
Дети: Аленький цветочек, жар птица.
В.- Да ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи.
(показываю образцы разделочной доски)
В.- Посмотрите внимательно на эту разделочную доску и скажите, какие
цвета использовались при расписывании этой доски?
Дети: Зеленый, белый, красный.
В.- Да, ребята, правильно. При росписи при расписывании этой доски
использовали розовый, белый и зеленые цвета.
Элементы, которые расположены на доске, называются бутоны.
Бутоны на узоре «смотрят» вверх.
В.-А каким цветом они расписаны?
Дети: Розовым.
В.- Ребята, посмотрите на ваши краски, там есть розовый цвет?
Дети: Нет.
В.- Что же нам делать? Как получить розовый цвет? Какие краски нужно
смешать, чтобы получить розовый цвет?
Дети: Белую и красную краску.
В.- Да ребята, правильно. Если в белую краску добавить немного красной
краски, мы получим розовый цвет. По краям доски у нас расположены
розовые бутоны маленького размера.
А еще городецкие мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того
чтобы оживить их. Эти элементы так и называются «оживками». Их они
рисовали белыми или черными красками. Обратите внимание, на
разделочной доске расположены зеленые листочки, они одинакового
(Основной этап)
В.- Как вы думаете, с какого элемента нужно начинать расписывать доску?
Дети: С центрального бутона.
В.- Сейчас я буду расписывать свою доску, а вы будете внимательно
смотреть, а потом вместе со мной будете расписывать свои доски(рисую и
рассказываю).
В.- Сначала я набираю на кисточку белую краску и наношу ее на палитру,
затем хорошо промываю кисточку и набираю на нее красную краску,
добавляю ее в белую краску на палитре и смешиваю их, и в центре доски
рисую розовый круг.
Затем маленькие круги по углам доски.
Так же аккуратно промываю кисточку, набираю зеленый цвет и рисую
листочки, они у нас одинакового размера.
Сначала я нарисую листочки на своей доске, а затем вы повторите на своей.
Листочки нужно рисовать по бокам бутонов.
В.- Ребята, какого элемента не хватает в моей росписи?
Дети: Оживки
В.- Правильно ребята. В росписи не хватает оживки. Ребята, чтобы
нарисовать оживки нужно немного подождать, чтобы бутоны высохли.
Ребята, я вижу, что вы все нарисовали бутоны и листья, поэтому пока ваши
росписи высыхают, давайте проведем физминутку.
Физминутка «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся
(встают, руки на поясе)
Шевельнулся, потянулся
(тянутся влево, вправо)
Взвился вверх и полетел
(бег на месте)
Солнце утром лишь проснется
(потянулись)
Бабочка кружит и вьется
(машут руками)
(можно повторить два раза)
В.- Теперь, когда наши работы высохли, можно приступить к рисованию
оживки. Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать
кончиком кисти слегка касаясь поверхности. Не забывайте, что кисточку
нужно как следует промывать, и вытирать ее салфеткой. К середине дуги
постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.
Много воды на кисточку не набираем.
(Заключительный этап)
Ребята, если ваши работы готовы, встаньте со своих мест и подойдите ко
Посмотрите внимательно, какая работа по вашему мнению получилась
самой красивой и аккуратной? Почему?
А мне кажется, что все работы очень аккуратно и красиво расписаны,
Ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?
Что можно увидеть на городецких изделиях?
Дети: Сцены чаепития, охоты, птиц, коней.
В.- Какие цвета мы сегодня использовали с вами при росписи доски?
Дети: Красный, белый, зеленый.
Молодцы ребята, вы справились с заданием, помогли художнику и расписали
его доски городецкой росписью. Теперь художник сможет сделать свою
выставку на ярмарке, и все его друзья будут восхищаться такими красивыми
Организация: ГБОУ Школа №2103 СП ДО 5
Населенный пункт: г. Москва
Тема: знакомство с городецкой росписью.
Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.
Материал: иллюстрации городецкой росписи.
Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.
Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.
Ход занятия.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. Еще с древних времен люди расписывали свою посуду, вазы для цветов и многое другое городецкими узорами. Основные цвета в городецкой росписи это ярко-желтый или золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Мастера в основном изображают разнообразные цветы (розы, купавки, ромашки), животных (петухи, лошади, павлины, фазаны и фрукты круглой формы).
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой росписью - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки и ромашки. Другой важной особенностью городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами, а также множество сцен из народного быта. Мастера раньше краски для городецкой росписи делали из яичной массы и в основном были только красные, синие, белые и черные цвета в их работах. Сейчас же мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Они, как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – ларцы, шкатулки, декоративное панно, детские игрушки и мебель, а также кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы. Люди, как и прежде, покупают изделия городецких мастеров и с удовольствием украшают свой дом.
Ребята, так как мы с вами сегодня только начинаем изучать городецкую роспись, я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках. Предлагается физкультминутка:
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем –
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
городецкая роспись НОД по изобразительному искусству в старшей группе Подготовила воспитатель Карпова Елена Васильевна.
Родина городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву- старинный волжский город. И в Городце и во многих окрестных деревнях, прильнувших к речке Узоле, мастеровые люди издавна славились умением плести деревянное кружево. Богатейшая резьба украшала избы-ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки.
Эскизы росписи «Свидание» Эскизы росписи «Свадьба»
Детская мебель
Конь -качалка
Никогда ни с кем не спутаешь вороного городецкого чудо-коня, изображенного всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебединой выгнутой шеей. А цветы? Городецкие розаны - их там называют купавками --- фантастической окраски и такой живой упругости, что кажется, бутоны вот-вот лопнут, раскроются…
подмалёвок оттенёвка разживка
подмалёвок оттенёвка разживка
Варианты выполнения мотива «купавка»
Варианты выполнения мотива «листок» подмалёвок оттенёвка разживка
Работы детей
Работы детей
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству в старшей группе.
Подготовила : Карпова Елена Васильевна.
Воспитатель муниципального казённого
Дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 13 комбинированного вида
Г. Усть – Катав. Челябинская область.
Тема: «Городецкая роспись ».
Цель : Познакомить с типами цветочного орнамента.
Познакомить с историей возникновения Городецкого
Промысла.
Научить писать элементы росписи: цветок (розан,купавка) листок.
Задачи: Развивать интерес и любовь к народному искусству.
Закреплять умение строить композицию рисунка
Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки,
Чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью.
Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Материалы : листы ФА 4, карандаш, гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны посуды.
Ход занятия. (слайд 1 )
- Организационный момент.
Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.
Это городецкая роспись.
Городецкая роспись, как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
- Основная часть.
Изложение новой темы.
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. (слайд 2)
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке . (слайд 3, 4)
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок (слайд 5)
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины . (слайд 6).
В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:
детские стулья, столы,(слайд 7) , конь – качалка, (слайд 8)
шкатулки, чашки (слайд 9)
разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10 )
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева . (Слайд 11,12)
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1.Цветочная роспись
2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица
(слайд 13,14).
Давайте рассмотрим этапы росписи розана (слайд 15).
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
- Практическая работа.
Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение:
Цветок - «Купавка» (слайд 16).
Варианты выполнения мотива «купавка» (слайд 17).
«Листок» и варианты его выполнения. (слайд 18).
У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.
Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.
Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана а так же зелёные листья, создавая композицию.Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка».
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Городецкая роспись»
Цель:
Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.
Задачи:
Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Материалы: гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды, образец с поэтапным выполнение цветка "ромашка".
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись?
Воспитатель:
Это городецкая роспись.
как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Ребята, а вы знаете, почему она так называется?
Основная часть.
Изложение новой темы.
Воспитатель: На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.
Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займем свои рабочие места.
Практическая работа
На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевок (изображение голубого круга в центре листа, 2-ой оттеневка Синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).
У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.) Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)
Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физ минутку или гимнастику для глаз.
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Итог
Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент росписи они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.
Выставка детских работ стихи:
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
***
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
***
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.
Материал:
Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.
Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.
Ход занятия
Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.
Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.
Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.
Рис. 4. Работа детей.